[an error occurred while processing this directive]

SPIRIT CORP

 
Совместный проектПри поддержке
Профиль  CNews.ruiRU

«Электронная Россия»: Из-под ковра — к людям

«Электронная Россия»: Из-под ковра — к людям 
Содержание:

Финансирование
Сделано за год
Итоги конкурсов
Итоги года
Задачи-2003

В 2002 г. стартовала Федеральная целевая программа «Электронная Россия». Со стороны федерального бюджета программа в 2002 г. получила средств на порядок меньше, чем предполагалось изначально, а продолжительная борьба между министерствами за управление и перераспределение федерального финансирования обернулась тем, что межведомственная координация и решение организационных вопросов проходили вплоть до осени. Тендеры и конкурсы прошли со значительным опозданием, и, соответственно, их победители успели лишь победить.

Напомним, что программа развития ИТ в России рассчитана на 9 лет. Идея ее проведения возникла в Минэкономразвития, при разработке плана стратегического развития России до 2010 г. В феврале 2001 г. глава правительства Михаил Касьянов подписал распоряжение о разработке программы «Электронная Россия».

Главным разработчиком программы выступила Высшая школа экономики при участии трех министерств и ФАПСИ, кроме того, в подготовке документов участвовали эксперты IT-компаний и аналитических структур, а так же ученые. Было заявлено, что основными целями программы станет повышение эффективности функционирования экономики, государственного управления, местного самоуправления и создание технологических предпосылок для развития гражданского общества посредством обеспечения прав на свободный доступ к информации. Предполагается, что в рамках «Электронной России», для создания нормативно-правового поля, Госдумой должны быть разработаны, согласованы и приняты около 50 нормативно-правовых актов федерального уровня.

Премьер-министр Михаил Касьянов подписал программу 29 января 2002 г., но стартовала она только после ее утверждения в марте. В течение года было создано несколько комиссий и советов при министерствах, но это не повлияло на быстроту старта «Электронной России». Министерства делили сферы влияния вплоть до июля, когда на заседании правительства было принято решение возложить координацию на Минсвязи. Это же министерство стало основным получателем бюджетного финансирования, по крайней мере, в 2002 и 2003 гг.

Финансирование

Со стороны федерального бюджета программа в 2002 г. получила средств на порядок меньше, чем предполагалось изначально. Остальное финансирование должны были предоставить субъекты федерации — 30% и внебюджетные источники — 19%, но реальные объемы этих поступлений пока не разглашаются. Предположение о том, что объемы региональных отчислений на программу будут в значительной мере определяться применяемым способом их подсчета, похоже подтверждается.

Финансирование программы «Электронная Россия»

  2002 г. 2003 г.
Всего планируется (по словам зам. министра связи Андрея Короткова) 6.632 ок. 15.000
Всего планируется 2.604,4 13.367,4
Из федерального бюджета планируется получить (по словам зам. министра связи Андрея Короткова) 3.316 ок. 7.650
Из федерального бюджета планируется получить 350 7.553,5
Реально выделено из федерального бюджета 600 1.430
(млн. рублей, в ценах 2002 г.)

Поскольку «Электронная Россия» преподносится как инвестиционный проект, то, в связи со значительным сокращением финансирования, можно было ожидать уточнения целей и задач программы, однако этого не произошло. По мнению специалистов ФАПСИ существует опасность создания в различных субъектах Федерации разнородных систем, которые невозможно будет объединить, чему в немалой степени способствуют самостоятельные инициативы региональных властей по созданию своих электронных правительств.

Сделано за год

Согласно официальному тексту программы, с наступлением 2003 г. завершен первый этап реализации «Электронной России», его основной целью провозглашено «формирование предпосылок для реализации мероприятий программы». Символическая точка была поставлена 23 декабря, когда был представлен официальный сайт «Электронной России». Он доступен сразу в трех доменных секторах «.ru», «.biz», и ».org», однако вся информация представлена только на русском языке.

В 2002 г. совместными усилиями Минсвязи и Минэкономразвития провели анализ нормативной правовой базы и выявили ключевые проблемы, препятствующие широкому внедрению ИКТ. Изучен уровень информатизации экономики, зарубежная практика реализации таких программ, опыт работы различных организаций в сфере ИКТ, проведен анализ эффективности расходования бюджетных средств, выделяемых на информатизацию, и учет государственных информационных ресурсов. Некоторые из этих цифр были оглашены на итоговой конференции 23 декабря. Так Церен Церенов, начальник департамента корпоративного управления и новой экономики Минэкономразвития РФ, заявил, что основные средства в государственных структурах идут на приобретение техники. Однако используется она не более чем на 20%, то есть, например, не решается задача по разработке административных регламентов для перевода документооборота в электронную форму и т.п. Около 90% всех государственных информационных ресурсов используется ведомствами только для собственных нужд.

При анализе правительственных интернет-порталов субъектов Федерации выяснилось, что официальными интернет-представительствами в интернете обзавелись 83 региона. Не найдены интернет-представительства пяти автономных округов и двух областей, Камчатской и Курской. Взаимодействие органов управления и пользователей реализовано на сайтах субъектов пока намного слабее, чем информационно-справочная составляющая — эта функция пока в зачаточном состоянии. На вопросы своих жителей отвечает только руководство Республики Чувашия и  Кемеровской области, причем отвечают представители тех органов власти, в чьем ведении находится заданный вопрос, а также губернатор Мурманской области. Сервис поиска имеют сайты 27 субъектов Федерации, подробнее с проведенным анализом можно ознакомиться здесь.

Итоги конкурсов

Продолжительная борьба за управление и перераспределение федерального финансирования для программы обернулась тем, что межведомственная координация и решение организационных вопросов проходили вплоть до осени. Таким образом, тендеры и конкурсы прошли со значительным опозданием, и, соответственно, их победители немногое успели. С другой стороны, по словам одного из соискателей, «странно, что они вообще смогли их провести в 2002 г.».

Минсвязи провело тендеры по обеспечению 15 мероприятий, было принято 106 заявок.

Итоги тендеров 2002 г., проведенных Министерством РФ по связи и информатизации

№ Мероприятия Наименование мероприятия Бюджет,Млн. руб. Организация-победитель тендера
5 Разработка концепции и реализация практических мер по обеспечению общедоступности государственных информационных ресурсов с учетом мероприятий по обеспечению их целостности и достоверности 11,5 ООО «Cognitive Tecnologies»
Соисполнители
ЦИТиС,
Высшая Школа Экономики
6 Обеспечение представления информации федеральных органов исполнительной власти в сети интернет 1,5 ФГУП НИИ «Восход»
Соисполнитель
ООО «Cognitive Tecnologies»
15 Обеспечение электронного документооборота между органами власти, в том числе определение стандартов обмена информацией для систем электронного документооборота между органами государственной власти и местного самоуправления и координация вопросов использования стандартов документооборота на региональном и муниципальном уровне 1 ООО «Техносерв А/С»
Соисполнители
ООО «Cognitive Tecnologies»,

ООО «Крипто-Про»

16 Обеспечение электронного документооборота между аппаратом правительства Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти 1,5 ООО «ТехноCерв А/С»
Соисполнитель
ООО «Крипто-Про»
17 Обеспечение электронного документооборота в органах государственной власти 13,5 ООО «ТехноCерв А/С»
Соисполнители
ООО «Cognitive Tecnologies»,
ООО «Ай-Ферст»,

ООО «Крипто-Про»

22 Разработка и реализация опытного проекта создания в субъектах Российской Федерации региональных подсистем автоматизированной системы «Государственный регистр населения» (АС ГРН)» 16,2 ФГУП НИИ «Восход»
СоисполнителиФГУП ВНИИ ПВТИ,

ИСА РАН,
НПО «Спецтехника и связь»,
ФЦИ при Центризбиркоме России,
АОЗТ «ИВЦ «Инсофт»»,
ФГУП НТЦ «Атлас»

33 Разработка и реализация концепции содействия международному сотрудничеству и внешнеэкономической деятельности в сфере ИКТ, в том числе с учетом процесса присоединения к ВТО 16 ЗАО «Социомастер»
Соисполнители
ФГУП НИИ «Восход»,
АНО Институт информационного общества,
ООО ПКФ «Импульс-медиа»
53 Разработка и создание системы информационно-маркетинговых центров 25,3 ИСА РАН
Соисполнители
Институт проблем информатики РАН,
ГНИВЦ,
ГТК России,
ЗАО «Инжиниринг+Электроникс»
54 Разработка и создание опытного проекта интегрированной информационной инфраструктуры электронной торговли 6 ООО «Cognitive Tecnologies»
Соисполнители
ООО «ТехноCерв А/С»,
ГНИВЦ,
ГТК России,
ООО «Мониторинг 2000»
56 Исследование и анализ инфраструктуры почтовой связи с целью использования ее возможностей в механизме электронной торговли 1 ФГУП НИИ почтовой связи
60 Анализ эффективности использования ИКТ, информационных ресурсов в органах государственной власти и государственном секторе экономики, а также уровня технической обеспеченности органов государственной власти 1 ФГУП НИИ «Восход»
Соисполнитель МТУСИ
65 Информационное сопровождение Программы 37 ПРАЙМ-ТАСС
Соисполнители
ЗАО «Проджект Маркетинг»,
ООО «Импульс-Медиа»,
ФГУП НИИ «Восход»

Министерство экономического развития и торговли РФ так же проводило конкурсы. Представители этого министерства не раз подчеркивали свою большую объективность и непредвзятость. Действительно, среди победителей конкурсов Минэкономразвития ведомственных предприятий нет вовсе.

Победители конкурса Минэкономразвития РФ на реализацию мероприятий по направлению «Прочие расходы»

Мероприятия №: Наименование мероприятия Организация-победитель конкурса
Лот №1 Анализ результатов проектов по предоставлению органами государственной власти и местного самоуправления услуг гражданам и хозяйствующим субъектам ООО «Гарант-Парк-Интернет»
Лот №2 Практическая реализация мероприятий по обеспечению открытости деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления ЗАО «Корпорация «Парус»
Лот №3 Создание системы мониторинга и анализа финансово-экономической деятельности предприятий и организаций государственного сектора экономики ООО «ЦЕФЕЙ»
Лот №4 Введение новых статистических показателей развития и распространения ИКТ Государственный Университет «Высшая школа экономики»
Лот №5 Обеспечение продвижения на мировые рынки отечественных товаров, услуг и интеллектуальной продукции в области ИКТ, мониторинг рынка и тенденций развития ИКТ ЗАО «БизнесКомпьютерЦентр»
Лот №6 Разработка и реализация программ создания общественных пунктов подключения к открытым информационным системам, в т.ч. на базе бюджетных организаций (типовые макеты центров обработки данных и центров общественного доступа) ООО «УСП Компьюлинк»
Лот №7 Содействие внедрению ИКТ в средства массовой информации, предоставление программного обеспечения и оборудования для узлов подключения к компьютерным сетям ООО «Гарант-Парк-Интернет»
Лот №8 Анализ тенденций развития ИКТ и их применения в социально-экономической сфере ООО «Мендель Инфо Маркетинг»
Лот №9 Организация и проведение конкурсов по направлению «Лучший регион в сфере ИКТ» ЗАО «РосБизнесКонсалтинг»

Региональные и муниципальные проекты, которые будут реализованы в первую очередь — победители конкурса Минэкономразвития РФ

Субъекты Федерации
1. г. Санкт-Петербург
2. Ханты-Мансийский АО
3. Тульская область
4. Челябинская область
5. Чувашская республика
6. Ярославская область
7. Красноярский край
8. г. Дзержинский (Московская область)
9. г. Калуга
10. Республика Бурятия
11. Республика Саха (Якутия)
12. Калининградская область
13. Самарская область
14. Новгородская область
15. г. Санкт-Петербург
16. Ханты-Мансийский АО
17. Тульская область
18. Челябинская область
19. Чувашская республика
20. Ярославская область
Муниципальные образования
1. г. Дзержинский (Московская область)
2. г. Калуга

Победители конкурса Минэкономразвития РФ на создание системы электронных закупок для региональных органов власти и местного самоуправления

1. Республика Саха (Якутия) 4. Нижегородская область
2. Чувашская республика 5. Челябинская область
3. Тульская область    

Победители конкурса Минэкономразвития РФ на создание общественных пунктов подключения к открытым информационным системам

1. Астраханская область 5. Алтайский край
2. Московская область 6. Красноярский край
3. Республика Бурятия 7. г. Новосибирск
4. Ярославская область    

Победители конкурса Минэкономразвития РФ на реализацию проектов с участием органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления

Мероприятия №: Полное наименование проекта Регион-победитель
7. Интернет-портал органов власти субъекта РФ Чувашская республика
9. АСУ адресной помощи населению при оплате ЖКХ Воронежская область
9. Создание общегородской интегрированной системы учета с использованием пластиковых карт г. Москва
9. Создание экоинформационного ГИС-сервера комитета охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области Нижегородская область
10. Создание единого открытого информационного портала исполнительной и законодательной власти Архангельской области Архангельская область
11. Реализация проекта «Российский портал развития&$187;: ООО "УСП Компьюлинк"
Российский портал развития Калининградская область
Создание областного сегмента распределенной сети порталов развития в регионах Российской Федерации Новгородская область
Создание пермского областного фрагмента распределенной сети порталов развития в регионах Российской Федерации Пермская область
Создание Санкт-Петербургского сегмента распределенной сети порталов развития в регионах Российской Федерации г. Санкт-Петербург
Создание тульского областного сегмента распределенной сети порталов развития в регионах Российской Федерации Тульская область
Создание сегмента Ханты-Мансийского автономного округа распределенной сети порталов развития в регионах Российской Федерации Ханты-Мансийский АО
Создание челябинского областного сегмента распределенной сети порталов развития в регионах Российской Федерации Челябинская область
14. Целевая городская программа «Создание муниципальной информационной системы (МИС) города Калуга» г. Калуга
14. Единая региональная телекоммуникационная сеть Кировская область
14. Создание регионального фрагмента единой государственной информационной системы, обслуживающего органы власти субъекта Российской Федерации Пермская область
14. Разработка первой очереди системы управления регионом с применением мультиагентных технологий Самарская область
26. Создание информационной системы «Мониторинг и анализ финансово-экономической деятельности предприятий и организаций государственного сектора экономики Астраханской области» Астраханская область
42. Создание сводного каталога Красноярских библиотек различного ведомственного подчинения. Отработка масштабируемых решений для создания, сохранения, развития и эффективного использования электронных информационных ресурсов края. Укрепление информационных связей между библиотеками различных уровней, органами местного самоуправления и образовательными структурами. Обеспечение общедоступности баз данных для граждан и организаций г. Красноярска и края Красноярский край
42. Электронная база данных официальных документов Республики Саха (Якутия) (1922-1990 гг.) Республика Саха (Якутия)
45. Информационный электронный портал астраханских СМИ Астраханская область
45. Узел для обмена и распространения общественно-значимой информации Санкт-Петербурга Санкт-Петербург
50. Создание регионального центра общественного доступа к информационным сетям и международным информационным ресурсам Астраханская область
50. Разработка и реализация программы типового муниципального центра общественного доступа к открытым информационным системам и на его основе методического центра по развитию Муниципальных Информационных Систем (МИС) Московская область
50. Разработка и реализация программ создания общественных пунктов подключения к открытым информационным системам в Республике Бурятия Республика Бурятия
50. Создание центров общественного доступа к открытым информационным системам на базе Ярославской региональной сети общего доступа Ярославская область
51. Разработка технологии организации, сопровождения и контроля государственных закупок с использованием глобальной сети Internet Нижегородская область
51. Проект создания автоматизированной системы управления госзакупками Челябинской области Челябинская область
68. Разработка нормативной документации, организация и проведение конкурса «Лучшая школа в сфере ИКТ» на межрегиональном уровне Алтайский край

Итоги года

В качестве основных результатов 2002 г. министр Леонид Рейман назвал проведение работ по преодолению цифрового неравенства между российскими регионами и межведомственные проекты. В частности, создавались новые пункты коллективного доступа в интернет, с целью чего закупалось новое оборудование, к сети подключались новые школы, начаты работы по  созданию сети детских компьютерных лагерей. Минэкономразвития начало подключение региональных и муниципальных СМИ к открытым информационным системам, было заявлено о работах по созданию системы закупок для органов власти регионального и муниципального уровня и типового портала органов государственной власти субъектов Федерации и местного управления.

Среди межведомственных проектов, проходивших совместно с Минсвязи, надо отметить разработку концепции и запуск пилотных проектов Министерства здравоохранения по телемедицине, работы Министерства по налогам и сборам над упрощением процедуры декларирования налогов и перевода ее в электронный формат, налаживание системы мониторинга радиационно-опасных объектов Минатомом и Госатомнадзором, создание автоматизированной системы «Граница» Федеральной пограничной службой РФ. Эта система призвана контролировать перемещения через границу граждан, грузов, транспортных средств. Более того, досрочно, в конце 2002 г., были начаты работы над региональными проектами, в частности, в Чувашии и  Эвенкии.

В числе мероприятий, предусмотренных Программой, проводится конкурс «Лучший регион в сфере ИКТ», его организацию осуществляет компания «РосБизнесКонсалтинг», в соответствии с государственным контрактом, заключенным между РБК и Министерством экономического развития и торговли РФ. Общий анализ представленности регионов в интернете размещен здесь.

В начале 2003 г. были завершены первый и второй этапы работ, предусматривающие перевод органов власти на новое поколение технологий документооборота — мероприятия №№ 15 "Обеспечение электронного документооборота между органами власти", 16 "Обеспечение электронного документооборота между Аппаратом Правительства Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти", 17 "Обеспечение электронного документооборота в органах государственной власти». Так же запушена разработка проектов по управлению государственными предприятиями и Федеральными целевыми программами.

Началась работа над системами электронной торговли и в Челябинской области уже опробуется фрагмент системы государственных электронных закупок. Однако, специалисты ФАПСИ, отмечают недостаточную согласованность действий при реализации Программы, дублирование ряда проектов и необходимость разработки типовых проектов, для тиражирования в регионах.

Комитет по информационной политике Госдумы в течение года так же работал не покладая рук над законопроектами и дополнения в законы, которые регулируют или затрагивают область ИКТ. Так уже не первый год согласовывается проект закона «О связи», дорабатываются законы «О государственной тайне», «Об информации, информатизации и защите информации», «О внешнеторговой деятельности», «Об архивах и архивной деятельности» и др. Кроме того, Госдума работает над дополнениями и изменениями связанными с регулированием сектора ИКТ для Налогового Кодекса, Кодекса административных нарушений, Трудового Кодекса, положений о бухгалтерском учете. К первому чтению готовят законопроекты «Об информации персонального характера», «О государственном регистре населения РФ», «Об электронном документе», ко второму — «Об электронной торговле». Значительно хуже обстоят дела с перспективами рассмотрения законопроекта «О праве на информацию». В нем должны быть закреплены гарантии граждан на получение информации, и ее своевременное предоставление органами государственной власти, в том числе и в интернете. Этот законопроект уже более пяти лет никак не выйдет на первое чтение.

Задачи-2003

В 2003 г., как заявил Леонид Рейман, глава Минсвязи получившего на 2003 г. более 50% бюджетного финансирования по Программе, основной упор будет сделан на региональные проекты, а основной задачей должна стать координация программ, разработанных регионами. Причем некоторые из региональных проектов были начаты досрочно. Более 30% средств в 2003 г. предполагается затратить на подключение бюджетных организаций к компьютерным сетям и организацию пунктов коллективного доступа в Интернет.

Распределение бюджетного финансирования «Электронной России» на 2003 г.

Министерство связи и информатизации РФ 57,90%
Министерство экономического развития и торговли РФ 26,40%
Министерство образования РФ 6,70%
Министерство промышленности, науки и технологий 6,60%
Российское авиакосмическое агентство 1%
Российское агентство по системам управления 0,70%
ФАПСИ 0,66%

Но обеспечение безопасности программы почти не финансируется, что особенно актуально сейчас, во время усиления хакерских атак и других негативных воздействий на сеть. На мероприятия, связанные с разработкой систем защиты информации и данных, в 2003 г. выделено около 0,66% бюджетного финансирования. По  мнению представителей ФАПСИ, этих денег недостаточно как для анализа защищенности программы, так и для разработки средств защиты информации. Агентство считает, что финансирование этих работ должно составлять 20%, как в аналогичных программах зарубежных стран. Другая слабая сторона «Электронной России» — скудные отчисления на переподготовку государственных служащих. Как правило, они составляют не более 1% от затрат на ИКТ.

Более оптимистичен в оценках своих возможностей Комитет по информационной политике Госдумы. Депутаты планируют в 2003 г. принять 2-3 законопроекта и провести инвентаризацию нормативно-правовой базы, регулирующей сферу ИКТ. Кроме того, до окончания работы Госдумы этого созыва, народные избранники надеятся определить, какие из направлений законотворческой деятельности следует развивать в среднесрочной перспективе, то есть до 2005 г.

На 2003 г. определены следующие приоритетные задачи в рамках Программы «Электронная Россия»

Развитие инфраструктуры доступа, в том числе подключение к интернет, органов власти, бюджетных организаций и создание пунктов общего доступа.
Внедрение технологий «электронного правительства", включая разработку электронных административных регламентов, пилотные проекты создания и интеграции информационных систем и ресурсов, а так же предоставление на их основе гарантированного пакета электронных услуг для организаций и населения.
Развитие общедоступных публичных электронных ресурсов, создание сети электронных библиотек.
Развитие навыков использования информационных технологий у государственных служащих, преподавателей и массовых пользователей, формирование новых специальностей в сфере инфокоммуникаций.

Сергей Шалманов / CNews.ru

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2003 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS