tev
[an error occurred while processing this directive]
Обзор "Рынок ИТ: Итоги 2006" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Kraftway

К 2010 году затраты на ИТ достигнут 1,5 трлн долл

К 2010 году затраты на ИТ достигнут 1,5 трлн доллМировой рынок ИТ-услуг пока выглядит крайне многообещающим. По прогнозам аналитиков, затраты пользователей на ИТ в 2010 составят 1,48 трлн долларов, среди которых 587 млрд придется именно на долю ИТ-услуг.

Расходы всех категорий конечных пользователей на ИТ по всему миру вырастут с 1,16 трлн долл. в 2006 году до 1,48 трлн долл. в 2010 г., прогнозируют аналитики IDC Worldwide. Интересно, что наибольшую долю в структуре затрат на ИТ — около 40% — будут составлять ИТ-услуги. В России же темп роста расходов на ИТ-услуги снижается.

Согласно обновленному прогнозу IDC, ежегодные темпы роста совокупных расходов на ИТ в мировом масштабе до 2010 года составят 6,3%. "Развитие промышленности — основного сектора потребления ИТ — в значительной мере будет определяться региональной динамикой, — считает Анн Лу, менеджер исследовательской программы компании IDC Worldwide Vertical Market. — ИТ-вендорам необходимо внимательно относиться к задачам каждого целевого рынка, на которых они работают, и исходить из потребностей заказчиков. Именно проведение четкой сегментации поможет ИТ-поставщикам повысить уровень продаж и выручку, а заказчикам, в свою очередь, получить те решения, в которых они действительно нуждаются".

Как отмечает IDC, в структуре совокупных затрат на ИТ расходы на программное обеспечение достигнут к 2010 году 327 млрд долл., что соответствует ежегодному темпу роста в среднем на 7,7%. Крупнейшими отраслями потребления ПО станут предприятия дискретного цикла, сфера услуг и государственные органы. Кроме того, наиболее быстрыми темпами потребление программных продуктов растет в здравоохранении и телекоммуникационной отрасли.

Расходы на аппаратную инфраструктуру вновь начнут расти и составят к 2010 году 562 млрд долл. Этот рост будет обусловлен увеличением объемов потребления серверов, периферийного оборудования, систем хранения и сетевого оборудования.

Расходы на ИТ в мире 2010 (прогноз, млрд долл.)

Расходы на ИТ в мире 2010 (прогноз, млрд долл.)

Источник: IDC, 2006

Наибольшую долю в структуре всех затрат на ИТ — около 40%, или 587 млрд долл. в денежном выражении — составят в 2010 году расходы на ИТ-услуги. При этом темпы роста затрат на услуги несколько ниже, чем совокупные, — 5,8%. Растущий спрос на ИТ-услуги IDC прогнозирует в государственном, банковском и промышленном секторах с прерывным циклом производства.

ИТ-услуги в России

Напомним, что, согласно данным CNews Analytics, объем затрат по основным видам ИТ в России составил по итогам 2005 г. около 300 млрд руб., из которых 13–15% (около 45 млрд руб.) пришлось на ИТ-сервисы — внешний аудит и консалтинг. Между тем, темпы роста затрат на ИТ-услуги в России снижаются. За период с 2001 г., когда рост, по данным Росстата, составлял порядка 99%, и до последнего времени, когда рост, практически по всем экспертным оценкам, уже не превосходит 19–25%, "провалы" потребления фиксируются во всех основных отраслях — в добывающей промышленности, в металлургии, пищевой промышленности, транспорте, торговле.

По данным отчёта IDC, в 2005 г. рынок ИТ-услуг в России вырос на 29,9% по сравнению с 2004 г., опережая темпы роста всего рынка ИТ, однако в результате укрепления рубля показатели роста в этой валюте несколько ниже — 27,3%. Общий объём доходов от этих услуг составил 2,427 млрд долл.

Наибольший доход, по мнению аналитиков, обеспечили услуги системной и сетевой интеграции — их доля составила 28,3%. По сравнению с 2004 г. они выросли на 37,5%. Такой интенсивный рост IDC объясняет переносом внимания ведущих системных интеграторов с поставок ПО и оборудования на выполнение сложных проектов по созданию ИТ-инфраструктуры. В результате заметного увеличения доли услуг технической поддержки в составе контрактов вторым по величине стал сегмент поставки оборудования и ПО — его доля составила 27,8%.

В 2005 г., как и в предыдущие годы, ИТ-услуги были наиболее востребованы в финансовом, промышленном и государственном секторах, констатируют эксперты. В общей сложности на их долю приходилось 48,1% доходов от ИТ-услуг, предоставленных в России в 2005 г.

Структура затрат на ИТ-сервисы в России, 2005 г.

Структура затрат на ИТ-сервисы в России, 2005 г.

Источник: IDC, 2006

По мнению руководителя исследований IDC по рынку ПО и услуг ИТ Елены Семеновской, устойчивый рост российского рынка ИТ-услуг обеспечен ускоренным развитием в телекоммуникационной, финансовой и производственной отраслях, а также ростом затрат на ИТ в структурах государственного управления. "Рынок и в последующем будет стабильно развиваться, поскольку постоянно увеличивается спрос на услуги, требующие большей квалификации и затрат", — считает эксперт.

По данным отчёта IDC, в группу лидеров российского рынка ИТ-услуг по итогам 2005 г. вошли "Крок", IBS, R-Style, ЛАНИТ, "Ай-Теко", "Открытые Технологии", "ТехноСерв А/С", Verysell, "Оптима" и HP. Их совокупная доля рынка выросла с 24% в 2004 г. до 35% в 2005 г., в том числе и благодаря идущим процессам консолидации компаний-поставщиков ИТ-услуг.

В исследовании IDC учитывались только доходы компаний-поставщиков ИТ-услуг. Доходы отделов ИТ и специализированных компаний, входящих в состав и предоставляющих услуги крупным отраслевым холдингам, в общий объём рынка не включены. Согласно прогнозам, затраты на услуги ИТ в России будут ежегодно возрастать в среднем на 24,5% и в 2010 г. достигнут 7,27 млрд долл.

Елена Медведева

Алексей Сараев: Заказчик стал профессионально оценивать все риски, связанные с проектом автоматизации

Алексей Сараев На вопросы CNews отвечает Алексей Сараев, генеральный директор R&K Consulting.

CNews: В последние годы наблюдается активный рост консалтинговой составляющей российских ИТ-проектов. Каково сегодня, на ваш взгляд, соотношение бюджетов аппаратно-программной части и услуг по реализации? Как это соотношение будет меняться в дальнейшем?

Алексей Сараев : Однозначного ответа здесь нет. Если речь идет о крупных проектах в холдинговых структурах, то там составляющая аппаратной части достаточно велика. Так как в первую очередь необходима закупка «железа», а потом это уже могут быть системы, автоматизирующие бизнес-процессы, и интеграционные пакеты, позволяющие создать единое информационное пространство. Если говорить о стоимостном соотношении, в такого рода проектах консалтинговая составляющая должна быть не менее 40%, в идеале она должна достигать порядка 50%. Хотя очевидно, что здесь все относительно. Если брать рынок SMB, а наша компания очень активно работает с этим сегментом, — то здесь соотношение в пользу консалтинговых услуг и лицензий. Так, затраты на закупку аппаратных средств в среднем проекте (до $1 млн) не превышают, как правило, 20%.

СNews: Какие ИТ-услуги были наиболее востребованы российскими заказчиками в 2006 году? С чем был связан подобный фокус интересов?

Алексей Сараев: Здесь наблюдается достаточно любопытная тенденция: появилась потребность конечных заказчиков в программном обеспечении, которое позволяет интегрировать технологические решения, уже существующие внутри компании. Я готов много говорить о специальных интеграционных пакетах от Oracle, являющихся частью стратегии Fusion. Я считаю, что это новое направление, которое при относительно небольших инвестициях может, особенно если речь идет о крупных компаниях, объединить отдельные решения в единый информационный организм. Это можно осуществить только посредством интеграционного софта. И крупные компании уже созрели для этого. Они понимают необходимость объединения всех накопленных информационных ресурсов уже сейчас.

Другое интересное направление связано с возможностью интегрировать бизнес-процессы в рамках крупных холдинговых структур. Это специальные ИТ-решения, которые позволяют объединять совершенно разные приложения от разных вендоров и на разных платформах в единое целое. Например, у Oracle существует интересное решение по консолидации финансовых потоков — это Financial Consolidation Hub. Реально рынок уже подтвердил, что спрос на такие решения велик. Причем этот спрос идет не только со стороны пользователей технологий данного вендора; за подобными решениями обращаются заказчики, которые работают на других платформах.

Читать полный текст интервью

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS