Обзор подготовлен CNA

версия для печати

Егор Шокуров

Егор Шокуров:

Банки готовы к дальнейшему развитию и обсуждению решений стоимостью в миллионы долларов

На вопросы CNews ответил Егор Шокуров, вице-президент компании RapidSoft.

CNews: Как развивался в 2009-2010 гг. российский рынок информатизации банков, по вашим наблюдениям? Какие тенденции доминировали?

Егор Шокуров: В 2009 году на российском рынке информатизации банков наблюдалась стагнация. Продолжалась работа над ранее начатыми  проектами, из новых же стартовали только те, которые могли давать быструю отдачу. Среди них проекты по автоматизации продаж, созданию аналитических хранилищ данных, внедрению электронного документооборота, небольшие CRM-проекты и пр. Лишь несколько крупных иностранных банков начали внедрение масштабных решений.

В 2010 г. ситуация изменилась – банки готовы к дальнейшему развитию и к обсуждению решений стоимостью в миллионы долларов, но реализация таких решений запланирована только на  2011 г.

Пока же их интересы сосредоточены по большей части на оптимизации доходов и расходов, и, в том числе, на системах управления продажами. Все чаще банки задумываются над тем, кто их клиенты и как сделать так, чтобы повысить их удовлетворенность и лояльность. С этой целью в банках внедряются  аналитические хранилища данных.

Кроме этого в текущем году крупные розничные сети и банки ищут возможности расширения сотрудничества в продаже банковских услуг. Скорее всего, в следующем году такие альянсы начнут реально работать на всей территории России. Это приведёт к усилению конкуренции и борьбы за клиента между новыми игроками и региональными розничными банками. Как крупным, так и средним банкам нужны будут инструменты для индивидуальной работы по продажам, анализу потребительского поведения и построению программ лояльности и обратной связи с клиентами.

CNews: Существует ли разница между стратегией российских и иностранных банков в области автоматизации?

Егор Шокуров: Да, безусловно. Российские банки имеют право самостоятельного выбора подходов и систем. Большинство же российских филиалов западных банков подчиняются общекорпоративной стратегии в области ИТ, они сильно ограничены в выборе решений. Акционеры чаще всего настаивают на внедрении общих ERP решений, но это же может касаться и других систем.

С другой стороны, западные банки имеют достаточные резервы и чаще задумываются о долгосрочных инвестициях в ИТ, что позволяет им реализовать более крупные проекты даже сейчас.

CNews: Какие функциональные  возможности использования АХД выходят сегодня на первый план?

Егор Шокуров: В банковской сфере сейчас постоянно происходят слияния и поглощения, в результате которых у банков появляются разрозненные системы, данные которых надо объединять и анализировать. По этой причине и интеграционные проекты, и хранилища данных становятся все более востребованными.

Если говорить о функциональных возможностях АХД, то сейчас мы видим существенный интерес к средствам анализа потребительского поведения. Это касается привычек, потребностей и возможностей предложения продуктов. Кроме того, аналитическое хранилище позволяет выявлять факты мошенничества. На самом деле, и первый, и второй случаи – это анализ поведенческой модели, который может быть направлен как на повышение прибыли, так и на снижение убытков.

CNews: Каковы, на Ваш взгляд, основные проблемы, встречающиеся в процессе сбора, очистки, хранения и анализа информации о клиентах?

Егор Шокуров: Основная проблема, решаемая при внедрении, это отсутствие единой модели данных о клиентах. Как правило, у заказчика во многих разрозненных системах существует множество  различных записей, которые относятся к одному и тому же клиенту, однако объединить их с достаточной степенью достоверности довольно сложно. Препятствием здесь выступает и устаревание персональных данных, и недостаточная достоверность входных данных из разных систем.

Вторая проблема заключается в том, что у аналитических хранилищ всегда много заказчиков. Это и служба безопасности, и финансовый департамент, и отдел анализа рисков, и розничный отдел – фактически все подразделения банка. По этой причине часто возникают сложности в управлении проектом – ведь работать с одним заказчиком всегда проще. Для того, чтобы такой проект оказался успешным, необходим спонсор проекта в высшем руководстве банка, который был бы заинтересован в его реализации и обладал правом принятия решений.

Очень важно добиться взаимопонимания с заказчиком и в соответствии с этим выстроить схему сотрудничества. Обычно в банках существуют десятки автоматизированных систем, данные из которых необходимо объединить в едином хранилище. Это невозможно сделать одновременно со всеми системами. Такие проекты реализуются пошагово, и здесь самое главное – правильно расставить приоритеты.

Еще одна задача, о которой следует упомянуть, - выполнение требований закона по защите персональных данных. Достаточной практики его применения еще не существует, а требования этого закона все понимают по-разному. В случае с банками данные клиентов серьезно защищены еще и в связи с охраной банковской тайны, поэтому нам приходится находить возможность объединения уже имеющихся у заказчика систем безопасности с теми, которые Заказчик планирует внедрить в рамках исполнения закона 152 ФЗ.

CNews: Какую долю в общем объеме ИТ-проектов вашей компании занимают сегодня проекты для банковского сектора? Как эта доля изменилась за последний год?

Егор Шокуров: Нашей компании 11 лет, из которых последние 6-7 мы работаем в области автоматизации страхового рынка. Направление, связанное с банковским сектором, в RapidSoft начало развиваться около 1,5 лет назад, и сейчас проекты в этой сфере составляют 25-30% бизнеса компании. Причем  эта доля растет в геометрической прогрессии, и в 2011 г., вероятно, составит более половины нашего бизнеса.

CNews: С кем проще работать - с региональными или с московскими банками?

Егор Шокуров: Это зависит от конкретного банка  и от того, кто принимает решения, а не от его местоположения. С большими банками работать сложнее, потому что там огромное количество людей, отвечающих за различные направления, и согласование проекта с каждым из них может занять месяцы, а то и годы.

С  менее крупными банками дела обстоят значительно проще. Принимающих решение менеджеров в них ограниченное количество, и если компании удается доказать им необходимость данного проекта, то решение принимается достаточно быстро.

1 | 2 | 3 |

Вице-президент компании RapidSoft Егор Шокуров: «Западные банки чаще задумываются о долгосрочных инвестициях в ИТ, что позволяет им реализовать более крупные проекты даже сейчас»

CNews: На каких новых продуктах и услугах для заказчиков банковской отрасли акцентировала внимание ваша компания в 2009 г.?

Егор Шокуров:  Для банковской сферы мы предлагаем несколько продуктов. Во-первых, это аналитические хранилища данных (АХД). Мы имеем богатый опыт работы как с большими хранилищами, так и со специфическими хранилищами клиентских данных.

Кроме этого, мы предлагаем системы автоматизации розничных продаж - обработки заявок, прямых продаж через интернет, телефонных продаж и т.д.

С каждым годом растет спрос на автоматизацию программы обратной связи. Те банки, которые борются за клиента, начинают интересоваться его мнением и ориентируют свои бизнес-процессы на повышение его удовлетворенности и лояльности.

В настоящее время наша компания занимается также разработкой системы Интернет-банк. Надеюсь, в ближайшее время она тоже появится на рынке.

CNews: Какие проекты, реализованные вашей компанией в банках в 2009 -2010 гг., вы можете отметить в числе ключевых?

Егор Шокуров: Нашим самым крупным проектом на настоящий момент является проект по выдаче платежных карт в розничной сети “Связной”.

В созданном нами в рамках этого проекта аналитическом хранилище данных содержатся сведения о 10,5 млн человек, из которых ежемесячно активны порядка 1,5 млн.

Если говорить о крупнейшей установке нашей системы управления прямыми продажами финансовых продуктов, то ее пользователями являются несколько тысяч человек, ежедневно в ней обрабатывается около 10000 заявок, а также  совершается порядка нескольких десятков тысяч исходящих звонков в месяц.

Нашей системой управления обратной связью на предприятии  пользуются многие крупные компании, среди них Microsoft и BP, в России это сети “Связной” и “Альт-Телеком”. В общей сложности у всех клиентов система собрала порядка 150 миллионов успешных опросов по всему миру.

CNews:  Каким образом организована техническая поддержка ваших решений  в регионах?

Егор Шокуров: Мы предоставляем своим клиентам круглосуточную техническую поддержку. Существует «горячая линия», которая принимает заявки. Технология наших продуктов такова, что мы можем решать практически все проблемы удаленно. В случае необходимости возможен выезд нашего специалиста. Для таких работ в регионах мы привлекаем партнеров, но обычно этого не требуется.

CNews: Как скоро, по вашему мнению, можно будет говорить о возврате российских банков к докризисным темпам информатизации и о росте ИТ-бюджетов?

Егор Шокуров: На мой взгляд, если не случится новых мировых катаклизмов, то следующий год уже будет «некризисным». В банковской сфере начнется постепенный рост, что неизбежно приведет и к росту ИТ-расходов. Думаю, в процентном соотношении этот рост составит около  35-40% в год.

CNews: Спасибо.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS