Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

Обзор подготовлен

версия для печати
Алексей Исаченко

Алексей Исаченко:

Рынок пока не имеет четко выраженного вектора миграции в облако

Начальник отдела информационных технологий компании «Дальвагоноремонт» Алексей Исаченко рассказал CNews о том, что переход на облачные сервисы Google позволил сэкономить 21 рабочего времени сотрудников в сутки, пояснил, почему CIO сопротивляются миграции в облака, и разъяснил, какие угрозы подстерегают конфиденциальные данные компании во внешнем облаке.

CNews: Какие стратегические цели стоят перед вашей компанией, и какую роль в их достижении играют облачные сервисы?

Алексей Исаченко: Перед нашей компанией стоит задача максимального обеспечения потребностей владельцев подвижного состава  в качественном ремонте грузовых вагонов. Современные облачные технологии способны обеспечить чрезвычайно быструю масштабируемость разрабатываемых решений на обособленные подразделения (вагоноремонтные депо), высокую надежность, низкие требования к аппаратной составляющей клиентских рабочих станций и пропускной способности канала. Также концепция облака позволяет всем участникам бизнес-процесса взаимодействовать с наиболее актуальными данными и отчетами на их основе.

CNews: Какие облачные сервисы реализованы в вашей компании? Почему вы решили вывести их в облако?

Алексей Исаченко: В краткие сроки в облако было перенесено большое количество небольших бизнес-процессов, облегчающих рабочее взаимодействие, и в планах компании развитие существующих и внедрение еще большего количества сервисов для внутреннего и внешнего потребления.

В частности, в облако был перенесен: реестр договоров с функциями отслеживания статуса договора (с кем согласовано, а с кем еще нет, отправлено ли для согласования другой стороной и когда и пр.), с напоминанием о подходящем сроке продления договора, справочником по контактным лицам касательно этого договора. Предусмотрено облачное хранение всех версий договора на момент согласования. Кроме того в облако вынесены: сервис согласования статей, реестр почтовых отправлений, реестр оплаченных счетов, система генерации и рассылки АВИЗО, сервис уведомления собственников о состоянии ремонта, система учета расхода картриджей с функцией прогноза потребности, система слежения за вагонами (по этапам производственного цикла), система учета расхода запасных частей по цехам, общий адресный справочник по всем сотрудникам компании и еще почти полтора десятка подобных сервисов, но с меньшим уровнем автоматизации.

Стоит отметить, что время разработки и внедрения этих облачных сервисов исчисляется неделями. Большим преимуществом миграции в облако является то, что пользователи всегда работают с последней актуальной версией системы и не нуждаются в рассылаемых «патчах», обновлениях, им нет нужды извлекать из почты и заменять шаблоны документов.

СNews : Кто является вашим облачным провайдером и почему выбор пал именно на него?

Алексей Исаченко: Поставщиком облачных услуг выступила компания Softline, провайдер технологий – Google, т.к. предоставляемые этой компанией сервисы сочетают в себе уникальный по предлагаемым возможностям функционал, востребованный в наших бизнес-процессах, с более чем доступной ценой. Также сервисы Google соответствуют критериям надежности, доступности, безопасности,

СNews : Насколько внедрение облаков помогло вам сократить издержки и повысить эффективность? Можете ли вы привести какие-либо цифры?

Алексей Исаченко: Миграция в облако подобно бритве Оккама позволила значительно снизить объем пересылаемой по почте информации, обладавшей невообразимо большой избыточностью. К примеру, ранее, пересылка 14-мегабайтного отчета с измененными двумя цифрами в ячейках была нормой. Для подразделений с низкой скоростью соединения и большим количеством отчетов это довольно критично. Мы получили очень большой положительный эффект снижения издержек и повышения производительности. Для того, чтобы можно было оценить, насколько эффективна работа в облаке, я приведу несколько примеров.

Первый пример касается готовых сервисов. Если для согласования текста договоров/протоколов/техпроцессов используется Google Docs, то легко можно подсчитать выгоды использования общей точки доступа и редактирования. Анализ показал, что в нашей компании можно выделить устойчивые группы пользователей, работающих над одним и тем же отчетом или задачей. Эти группы пользователей образуются динамически, только под возникшие задачи. Статистически, большую часть времени единовременное число таких групп в компании равно шести. В среднем, группа состоит из пяти участников, каждый из которых делает всего лишь по три правки за время существования этой динамической группы, затрачивая на редактирование около пятнадцати минут. Итого, если обмен правками документа идет через почту, то мы имеем 90 версий документов, проходящих через эту группу за время ее существования. При использовании Google Docs количество таких документов будет равно количеству групп (6). Легко подсчитать, что мы экономим 21 час рабочего времени наших сотрудников в сутки, что может быть эквивалентно полноценной работе 2-3 дополнительных людей.

Второй пример касается разработанных под клиента продуктов. Сервис по подготовке и рассылке АВИЗО в подразделения позволил нам экономить (по сравнению с ситуацией до внедрения облачных технологий) по (15х2) минут в день для бухгалтеров головного офиса и трех обособленных подразделений. Итого, всего лишь двухчасовая экономия за год вытекает в 65 рабочих дней или почти в 3 рабочих месяца по 22 рабочих дня. Образно выражаясь, облачный сервис, на разработку которого ушло чуть менее восьми часов, практически дарит компании (математически) на три месяца дополнительного бухгалтера.

CNews: Насколько, на ваш взгляд, рынок созрел для внедрения облаков? Насколько предложения облачных провайдеров отвечают потребностям клиентов?

Алексей Исаченко: Не смотря на то, что в настоящий момент облачные технологии уже более чем доступны, множество компаний придерживаются консервативного подхода. По моему мнению, существенную роль здесь играют отнюдь не технологические ограничения, а инерционность мышления. Классический рабочий мул информационного потока в Интернете – электронная почта – будучи когда-то передовым сервисом, обеспечивающим повышение эффективности компаний, его использующих, теперь является тормозом для дальнейшего повышения эффективности их работы. Часто бывает, что бизнес-процессы, не попавшие под крыло ERP, используют в качестве информационного транспорта почтовый сервис, получая от него в наследство все его плюсы и минусы. Но для того, чтобы сменить парадигму работы с информацией недостаточно просто перейти в облако – требуется глубокое переосмысление привычных действий для каждого из участников процесса. Даже я, хоть четвертый год и направленно занимаюсь оптимизацией информационных потоков и миграцией в облако, вынужден признать, что иногда открываю для себя «сады Семирамиды», обнаруживая, что определенные действия выполняю по старинке, классическими методами, не пользуясь преимуществами облака. Уверен, что таких открытий предстоит еще много. Всё говорит о том, что даже наличие необходимых облачных технологий, знаний о том, что может облако, не гарантируют эффективного применения этих технологий в работе. В связи с этим, рынок пока не имеет четко выраженного вектора миграции в облако – руководство компаний не знает, что могут облака, а сотрудники компаний работают по привычке. CIO иногда не заинтересован в переходе на новые технологии, т.к. переход в облака может болезненно сказаться на сотрудниках ИТ-отдела, отвечающих за отмирающие в компании технологии, и на объеме бюджетирования ИТ-отдела. А на передовой использования облачных технологий видны пока небольшие компании с относительно молодыми сотрудниками.

Касательно соответствия предложений провайдеров облачных технологий ожиданиям/потребностям клиентов могу сказать следующее: рынок облачных технологий пока находится в стадии взрывного развития и еще нет единых стандартов предоставления таких сервисов. Потребности клиента обладают амбивалентностью: с одной стороны, клиент не знает, чего хочет, так как он не представляет, на что способны облачные технологии, а с другой стороны, клиент хочет одну большую кнопку под названием «сделать бизнесу хорошо». Соответственно, бизнес бы только обрадовался, если бы провайдеры облаков больше занимались популяризацией технологий, объясняя, что же такое облачные технологии, а не ориентировались сугубо на технических специалистов, предоставляя только API и документацию к своим сервисам. Развитие платформы предоставления услуг интеграции облачных сервисов решило бы вторую проблему миграции – как внедрять эти технологии и какими силами (что актуально для небольших компаний с небольшим штатом ИТ специалистов).

CNews: Что бы вы рекомендовали изменить облачным провайдерам? Каких облачных сервисов вам не хватает?

Алексей Исаченко: Конечно, не хватает адаптации под национальную специфику – такую, как ФЗ 152, например. Также, актуальным был бы вопрос подключения сервисов для поддержки юридически значимой ЭЦП для выстраивания бизнес-процессов и снижения бумажного трафика.

CNews: На ваш взгляд, насколько технологии безопасности «созрели» для облаков? Имеет ли смысл представителям вашей отрасли выносить все ИТ в частное облако?

Алексей Исаченко: Наиболее уязвимым элементом информационной цепи в компании все равно является человек. Предположим, что есть инсайдер из числа «айтишников», который подкуплен конкурентами. Если компания использует частное облако, то провайдер облака может являться третьей стороной, протоколирующей действия ИТ-администратора и гарантирующей хранение/резервное копирование данных. Если же данные хранятся на сервере компании, то, зачастую, в малых компаниях наш злоумышленник имеет полный контроль над системой и может затереть системные журналы или полностью стереть/подменить данные, сославшись на вирусную инфекцию или аварию. Конечно, можно выстроить систему прав так, что это будет сделать намного сложнее, но в облаках эта услуга реализуется проще.

Доверять ли технологиям шифрования при передаче данных в облако? Скорее нет, чем да. Уже существует оборудование, продающееся только спецслужбам, позволяющее расшифровывать https-трафик на лету и это вопрос времени, когда такое оборудование «утечет» в народ.

Доверять ли самому облачному провайдеру? Тут еще больше факторов – если провайдер обязан подчиняться российскому законодательству, то он должен предоставлять хранящиеся данные специалистам в интересах следствия. В случае хранения данных в облаке, процедура предоставления этих данных не столь явная, как физическая выемка данных с серверов компании, и тут могут быть злоупотребления, профинансированные конкурентами с использованием коррупционной составляющей. Тут приходится выбирать в каждом конкретном случае, какие данные будут в большей безопасности, находясь на внутренних серверах компании, а какие – в арендованном облаке.

В нашей компании мы используем облако как вспомогательный инструмент, существенно облегчающий скорость взаимодействия с информацией. Но мы учитываем потенциальную опасность технологии и ограничиваем ту информацию, которая проходит через облако.

CNews: Спасибо.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS