версия для печати

Рейтинг развития электронного правительства в России: отстаем или догоняем?

Рейтинг развития электронного правительства в России: отстаем или догоняем?

Россия занимает 59 строку в составленном ООН глобальном рейтинге развития электронного правительства. Другими словами, за семь лет, прошедших с публикации первого рейтинга, положение России в рейтинге не испытывает заметных изменений.

Среди существующих глобальных рейтингов оценки уровня развития электронного правительства наиболее авторитетным, полным и стабильным является рейтинг ООН Global E-Government Survey (“Глобальное исследование электронного правительства”), который публикуется с 2003 года. В основе рейтинга лежит индекс развития электронного правительства – страна с наиболее высоким индексом занимает в рейтинге первое место. В свою очередь, индекс развития электронного правительства каждой страны рассчитывается путем усреднения результатов трех частных индексов: уровня развития онлайновых услуг, инфраструктуры и человеческого капитала. ООН также отдельно рассчитывает индекс электронного участия (e-participation), результаты которого не влияют на показатель развития электронного правительства.

Как составляется рейтинг

При составлении рейтинга эксперты ООН исходят из двух основных приоритетов. Первый приоритет – интересы граждан при формировании электронного правительства (citizen-centric practice). Второй приоритет – собственно уровень развития электронного правительства. На практике это означает, что чем активнее правительства используют прямое взаимодействие с гражданами (поддержка блогов и форумов, публикация информации в социальных сетях), тем более высоким будет их рейтинг.

Индекс развития электронного правительства, 2009

Источник: Global E-Government Survey, 2010

Базовые кумулятивные индексы, на которых строится рейтинг, неизменны, однако конкретные вопросы, учитываемые при составлении этих индексов, меняются с течением времени. Например, в рейтинге 2010 года общее число вопросов было увеличено до 95, были добавлены новые параметры, позволяющие оценить механизмы прямого взаимодействия государства с гражданами через интернет. Всего было добавлено 25 вопросов, 16 вопросов было исключено, а формулировки 29 изменены. В результате внесенных изменений общая планка несколько поднялась, и средний уровень развития электронного правительства в 2010 году снизился по сравнению с результатами рейтингов прошлых лет.

Уровень развития электронного правительства в России на общем фоне

Если сравнивать результат России со средним результатом по всему миру, то рейтинг выглядит успокаивающе. Особенно высок в России уровень человеческого капитала – за счет сравнительно высокого уровня грамотности населения и высокого процента поступления в учреждения среднего и высшего образования. Вместе с тем, из всех индексов, учитываемых в рейтинге ООН, этот носит наиболее формальный характер. Мировым лидером по показателю человеческого капитала является Куба. По всей видимости, если бы этот рейтинг учитывал не только количественные, но и качественные показатели обучения, его результаты были бы другими.

Базовые индексы России в обзоре 2010 года в сопоставлении со средними показателями по миру, региону и субрегиону

 

Источник: Global E-Government Survey, 2010

Из 10 стран Восточной Европы Россия занимает в рейтинге 8 место, превосходя лишь Белоруссию и Молдавию. Из ближайших соседей России Украина и Беларусь за последние два года существенно снизили свои позиции: Украина спустилась с 54 строки на 41, а Белоруссия -  с 56 на 64. Молдавия, напротив, продемонстрировала положительный результат, поднявшись с 93 позиции на 80.

Индекс и рейтинг развития электронного правительства в странах Восточной Европы

Страна Индекс развития электронного правительства Позиция в рейтинге
2010 2008 2010 2008
Венгрия 0,6315 0,6494 27 30
Чехия 0,6060 0,6696 33 25
Словакия 0,5639 0,5889 43 38
Болгария 0,5590 0,5719 44 43
Польша 0,5582 0,6134 45 33
Румыния 0,5479 0,5383 47 51
Украина 0,5181 0,5728 54 41
Россия 0,5136 0,5120 59 60
Белоруссия 0,4900 0,5213 64 56
Молдавия 0,4611 0,4510 80 93

Источник: Global E-Government Survey, 2010

Обращает на себя внимание тот факт, что положение России в глобальном рейтинге достаточно стабильно: в 2003 году наша страна занимала 58 место, в 2005 году смогла подняться до 50, в 2008 опустилась до 60, а в 2010 поднялась на один пункт до 59. Однако это не означает, что в рамках рейтинга ООН в принципе нельзя изменить свой результат на более положительный. Достаточно ярким примером является Бахрейн, который смог подняться с 46 позиции в 2003 году до 13 в 2010. Однако более близким примером является Казахстан, поднявшийся с 83 строки рейтинга на 46.

Уровень развития онлайновых услуг

Одной из наиболее интересных составляющих исследования ООН является индекс развития онлайновых услуг. Методика ООН выстроена на базе четырехэтапной модели развития онлайновых услуг:

  • Зарождающиеся онлайновые услуги. Предоставляет ли национальное правительство базовые информационные услуги в режиме онлайн?

  • Расширенные онлайновые услуги. Использует ли национальное правительство мультимедийные услуги и развивает ли двусторонний информационный обмен с гражданами?

  • Транзакционные услуги. Использует ли национальное правительство интернет как средство предоставления публичных услуг, а также как инструмент обратной связи при решении вопросов общественной значимости?

  • “Подключенные” услуги. Обеспечивает ли национальное правительство взаимосвязь публичных услуг и функций? Осуществляет ли правительство консультации с гражданами по вопросам общественной значимости в рабочем порядке?

Для оценки уровня развития онлайновых услуг эксперты ООН анализировали правительственные сайты всех государств-участников. Используемая ООН методика предусматривает оценку “национального портала” (в случае России в качестве такового выбран явно устаревший сайт www.gov.ru) и пяти ведомственных порталов: здравоохранения, образования, социального обеспечения, труда и финансов. При изучении уровня предоставления онлайновых услуг обращается внимание на такие факторы как наличие или отсутствие RSS-каналов, возможность персонализации сайта, возможность единой авторизации, возможность присвоения тэгов и оценки контента, поддержка доступа к сайту с мобильного телефона и др.

Индекс развития онлайновых услуг

Рейтинг Страна Индекс развития онлайновых услуг
1 Южная Корея 1,000
2 США 0,9365
3 Канада 0,8825
4 Великобритания 0,7746
5 Австралия 0,7651
6 Испания 0,7651
7 Норвегия 0,7365
8 Бахрейн 0,7302
9 Колумбия 0,7111
10 Сингапур 0,6857
24 Казахстан 0,5270
25 Швеция 0,5270
68 Россия 0,3302

Источник: Global E-Government Survey, 2010

Лидером рейтинга онлайновых услуг является Корея, которая имеет лучший результат и в общем зачете уровня развития электронного правительства. Россия в рейтинге онлайновых услуг занимает лишь 68 место. Из ближайших соседей примечательных результатов смог добиться Казахстан, занявший 24 место в рейтинге (на одной строке со Швецией!) благодаря активной государственной политике по использованию веб-сайтов в ведении диалога с гражданами. Казахстан набрал особенно большое число баллов по услугам, соответствующим четвертой – “подключенной” фазе развития.

Индекс электронного участия (e-participation)

Как уже отмечалось выше, индекс электронного участия не оказывает влияния на итоговый рейтинг развития электронного правительства и является самоценным индикатором. В 2010 году рейтинг электронного участия прежде всего был направлен на оценку уровня взаимодействия государства с гражданами с использованием инструментов Web 2.0, в том числе блогов, социальных сетей и мобильной связи. Особое внимание уделялось тому, чтобы взаимодействие с гражданами осуществлялось на постоянной основе, а не только во время предвыборных кампаний.

Индекс электронного участия: лидеры рейтинга

Страна Индекс электронного участия Рейтинг 2010 года Рейтинг 2008 года
Южная Корея 1,000 1 2
Австралия 0.9143 2 5
Испания 0.8286 3 34
Новая Зеландия 0.7714 4 6
Великобритания 0.7714 4 25
Япония 0.7571 6 11
США 0.7571 6 1
Канада 0.7286 8 11
Эстония 0.6857 9 8
Сингапур 0.6857 9 10
Бахрейн 0.6714 11 36
Малайзия 0.6571 12 41
Дания 0.6429 13 3
Германия 0.6143 14 74
Франция 0.6000 15 3
Нидерланды 0.6000 15 16
Бельгия 0.5857 17 28
Казахстан 0.5571 18 98
Литва 0.5286 19 20
Словения 0.5143 20 55

Источник: Global E-Government Survey, 2010

Среди 20 стран-лидеров снова обращает на себя внимание высокий результат Казахастана, который смог за два года сделать головокружительный скачок с 98 на 18 строку рейтинга. Как уже говорилось выше, этого результата удалось достичь благодаря созданию государственных веб-сайтов, обеспечивающих прямую связь правительства с гражданами.

«Как России следует относиться к результатам рейтинга ООН? Если по каким-то показателям набран низкий результат, это следует воспринимать как руководство к действию или просто как информацию к размышлению? – комментирует Михаил Брауде-Золотарев, директор Центра ИТ-исследований и экспертизы АНХ при Правительстве РФ. - Во-первых, не надо противопоставлять размышления и действия. Если перед  действиями хотя бы немного подумать, хуже от этого не станет. Во-вторых, международные рейтинги, при всех их методических недостатках, дают гораздо более объективную и, что более важно, независимую от органов власти картину. Поэтому международные рейтинги – это не только повод для размышлений и действий. Именно международные рейтинги – и именно ввиду их независимости от органов власти – следует делать основными индикаторами при реализации программ формирования электронного правительства и, шире, административного и политического реформирования. Пусть местами мутное и не идеально ровное, но все же, настоящее зеркало дает лучшую картинку, чем наши фантазии о том, как мы выглядим».

Егор Гребнев/CNews Analytics

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS