ИТ в образовании: наступление новой эры?

Образование XXI века коренным образом отличается от образования века минувшего, и это отличие обусловлено, в первую очередь, новыми возможностями, появившимися в этой сфере человеческой деятельности вместе с бурным развитие информационных технологий. Интернет дает возможность неограниченного доступа к ресурсам, о которых еще вчера невозможно было и мечтать, позволяет быстро обмениваться информацией и получать консультации специалистов всех уровней в режиме реального времени.

ИТ в образовании: новые возможности

Развитие информационных технологий обусловило наступление  ряда важнейших изменений в образовательном процессе. Сегодня ИТ больше, чем просто средство передачи материалов для обучения, — использование информационных технологий определяет саму философию образования. Изменения коснулись не только «прикладных процессов» образования, таких как запись, хранение и воспроизведение информации, но и ресурсов для обучения, аудитории слушателей курсов. В самом деле, использование глобальной сети дает пользователю возможность доступа к ресурсам, о которых еще 5 лет назад можно было только мечтать: исследовательские и аналитические материалы, книги, газеты и журналы, бюллетени исследовательских групп. О возможностях самообразования, которые открывает Интернет, можно говорить бесконечно. Но даже использование локальной ресурсной сети, например, в рамках отдельно взятого ВУЗа, во многом упрощает процесс информационного обмена участников и повышает его эффективность.

Но основное значение ИТ для сферы образования заключается не только в упрощении прикладных процессов и получении доступа к недоступным или удаленным ресурсам. Некоторые аналитики склонны считать, что ИТ обусловили наступление новой эры образования — с ее преимуществами и недостатками.  Основными признаками смены парадигмы образовательного процесса следует считать, по-видимому, получение пользователем систематического образования по системе, определяемой самим пользователем. Прослушав виртуальный курс и сдав виртуальный экзамен, пользователь получает  вполне реальный сертификат или даже диплом, который открывает новые горизонты возможностей, в том числе, и возможность получить новую работу, сделать шаг по карьерной лестнице.

«Наиболее престижные в мое время вузы — МГУ, Физтех, МИФИ — огромное внимание уделяли обучению студентов работать с литературой, потому что все будущее человека после вуза — это самообразование, — рассказал Борис Логинов , директор Центральной научной медицинской библиотеки Московской медицинской академии (ЦНМБ ММА) им. Сеченова. — Оно связано не только с умением человека читать, но и с тем, как он научился осваивать, перерабатывать новый материал. Лекции — это, на мой взгляд, дополнительный метод обучения, как общение с живым человеком, учителем».

Вторым важным моментом изменений в образовательном процессе является расширение аудитории «слушателей» курсов, читателей информационных и аналитических материалов, при этом расстояние не имеет принципиального значения. Кроме того, использование ИТ в образовательном процессе позволяет достаточно гибко варьировать структуру процесса обучения — ускорить прохождение курсов при быстром восприятии и обработке информации слушателем, или, наоборот, замедлить. Появляется возможность изменить  последовательность изучения учебных материалов курсов — пользователь может «забегать вперед», изучать наиболее интересующие его материалы, а затем уже «подтягивать» базовые основы.

Дистанционное и классическое образование — равноценна ли замена

Самостоятельно полученное дистанционное образование вряд ли может рассматриваться как серьезная альтернатива классическому — система знаний, выстроенная пользователем самостоятельно, редко бывает сопоставима с университетской, хотя бы потому, что последняя создается профессиональными педагогами на основе накопленного научного потенциала — базиса, который создается и шлифуется годами. Фундаментальность знаний, полученных дистанционно, также весьма сомнительна — именно поэтому дистанционное образование практически несопоставимо с классическим вузовским.

Здесь следует говорить, скорее, не об альтернативности, а о некоей «параллельности» классического образования и образования, полученного самостоятельно: использование ИТ в традиционном учебном заведении открывает новые возможности — это и информационные ресурсы для дополнительного обучения, и новый подход к изложению учебных материалов, и интерактивное общение между преподавателями и студентами. Применение ИТ позволяет компенсировать и такие существенные недостатки классического образования, как излишняя академичность, быстрое устаревание и некая «оторванность» от реальности  учебных курсов — за счет интеграции ВУЗов в единую информационную среду, обмена учебно-методическими материалами с другими учебными заведениями и возможности сбора практических данных. Фактически, информационные технологии не только эффективно дополняют классический учебный процесс, но и оптимизируют его структуру, приводят к «единому» знаменателю с принятыми методиками и стандартами. «Технологии дистанционного обучения, доступ учащихся и учителей с помощью телекоммуникационных систем к курсам и авторским программам лучших педагогов России, электронным библиотекам уравняют шансы на получение качественного образования жителей Москвы и самого удаленного уголка нашей страны», — считает Тагир Яппаров президент Группы компаний АйТи.

ИТ-совершенствование образования

Говоря о роли ИТ в образовательном процессе, следует упомянуть и возможностях, которые использование информационных технологий открывает для повышения квалификации, совершенствования имеющихся знаний и навыков, обмена опытом и методиками работы. Спектр таких возможностей весьма широк  — это и специализированные курсы и методики дистанционного обучения, созданные для подготовки специалистов отдельных специальностей, и общие информационные, аналитические материалы, которые можно найти в Интернет. При этом, повышение квалификации может проводиться по собственной инициативе, а может быть инициировано в директивном порядке руководством компании — нередки случаи, когда всем сотрудникам компании предписывается пройти курсы дистанционного обучения.

В сфере повышения квалификации посредством ИТ, в частности, интернет, сегодня просматриваются несколько значимых проблем, неразрешенность которых ведет к перекосам структуры дополнительного образования в целом. Одной из основных проблем является размытость статуса дополнительного образования, особенно полученного посредством Интернет. Кажущаяся поверхностность данной проблемы обманчива — причиной ее возникновения являются пробелы правового поля, а также отсутствие  сертификационных центров, регулирующих деятельность организаций, оказывающих услуги дополнительного дистанционного обучения. Следствием проблем юридического характера, а также ряда других является появление негативных стереотипов относительно обучения, полученного посредством интернет, отсутствие общественного признания. Негативное общественное мнение препятствует формированию спроса на услуги дополнительного дистанционного образования,  тем самым замедляя развитие направления в целом.

Юлия Граванова / CNews

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS