idmz.ru

Информатизация ЛПУ: от локальных решений к комплексным МИС

Информатизация ЛПУ: от локальных решений к комплексным МИС

Для повышения эффективности работы и совершенствования качества лечения медучреждениям все чаще приходится обращать внимание на средства автоматизации. Какие из этих средств наиболее востребованы среди ЛПУ? Какие решения выгоднее внедрять — локальные или комплексные? И что тормозит продвижение процессов автоматизации ЛПУ?

В традиционной системе медобслуживания огромная часть времени медперсонала уходит на сопутствующие операции – поиск информации, заполнение карт, регистрационных форм и т.п. Разумеется, все это происходит в ущерб диагностике и лечению. Именно ту часть работы, которая не требует участия врача, и призваны заменить информационные системы.

Основные направления автоматизации медучреждений — организация приема пациентов, повышение эффективности процесса принятия врачебных решений и лечения. Кроме того, ИТ-решения могут с успехом использоваться для автоматизации не только лечебных, но и административных процессов: управления персоналом, финансами, запасами и т.п. Медучреждения все рачительнее относятся к своим затратам и ресурсам и все более нуждаются в решениях для их учета.

Чем больше размер ЛПУ, тем выше важность комплексных медицинских информационных систем (КМИС) для ее эффективной работы. Большое значение при выборе ИТ-решений для крупных поликлиник имеют функциональность, надежность (устойчивость к отказам), быстродействие, простота обслуживания и наличие технической поддержки со стороны поставщика решения. Очень важно обеспечить интеграцию медицинских информационных систем (МИС) с уже имеющимся ПО, например, с системами бухгалтерского и управленческого учета, а также возможность расширения за счет новых модулей и взаимодействие с более крупными системами (на уровне района, города, региона). В крупных клиниках МИС позволяют обеспечить внедрение среди медперсонала единых стандартов работы с пациентами и четко регламентировать лечебный процесс.

Как организовать работу поликлиники?

Одной из самых актуальных задач автоматизации любой поликлиники является организация приема посетителей. Для ее решения необходимо внедрить электронную регистратуру, систему ведения документации и хранения информации о пациентах в цифровом виде (с помощью электронных медицинских карт), а также упростить процедуру записи на прием к врачу путем использования интернета или терминалов.  Все это высвобождает трудовые ресурсы ЛПУ и экономит время пациентов. Однако внедрение подобных инструментов может споткнуться о компьютерную безграмотность медицинских работников, поэтому необходимо предусмотреть обучение персонала основам работы с компьютером.

Не менее эффективной может быть автоматизация еще одного участка работы – выписки рецептов. В качестве примера такого решения можно привести проект, реализованный компанией Intel в центральной районной больнице (ЦРБ) г. Искитима (Новосибирская область). В рамках проекта было оснащено 30 рабочих мест участковых терапевтов и других врачей, объединенных в локальную сеть. Кроме того, сотрудники Intel провели обучение работников ЛПУ основам компьютерной грамотности. Система позволила значительно упростить выписку рецептов. До внедрения системы, получив направление у врача, пациенту необходимо было возвращаться в регистратуру за рецептом, который следовало вновь отнести врачу на подпись. Рецепт считался действительным только после того, как пациент вновь вернется в регистратуру и поставит печать. Если учесть, что перед каждой операцией приходилось выстаивать очередь, важность электронного аналога такой системы не вызывает сомнений. С ее помощью врач сам выписывает рецепт, регистрирует его в системе и сразу ставит подпись. Остается только поставить штамп в регистратуре.

Информационные технологии могут играть существенную роль и в решении основной задачи поликлиники – организации эффективного лечения. Например,  в научном центре сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н.Бакулева работает автоматическая система обеспечения решений врача (АСОР). Эта система основана на математической модели кровообращения, которая опирается на базу данных клинико-физиологических закономерностей и сведений о 20 тыс. больных и 100 млн записей. Результат использования АСОР — снижение числа осложнений и летальности. А ведь именно эти показатели являются основными в работе любого ЛПУ.

Кроме того, для любой поликлиники все более насущной становится потребность в персонифицированном учете оказанных медуслуг. Для клиник, обслуживающих пациентов по программам добровольного медстрахования, актуально наличие финансового блока информационной системы, с помощью которого настраиваются индивидуальные условия страхового договора.

Будущее – за комплексными МИС

Вместе с тем наиболее широкие возможности для обеспечения эффективной работы медучреждения предоставляют комплексные МИС. Они учитывают все аспекты деятельности ЛПУ. Наиболее привлекательны в плане внедрения модульные системы, возможности которых можно наращивать со временем.

Например, в федеральном центре сердца, крови и эндокринологии им. В. А. Алмазова с помощью системы qMS автоматизировано большинство задач медучреждения. Это ведение цифровой базы данных, стандартизация лечебных процессов, электронное расписание и составление финансовой отчетности. В медучреждении уже признали положительный эффект от внедрения МИС, который выражается в сокращении числа жалоб на обслуживание, росте качества и скорости обслуживания пациентов, увеличении пропускной способности ФЦСКЭ. Кроме того, повысилась точность данных, необходимых для работы со страховыми компаниями. Важным преимуществом стало появление возможности информационного обмена между сотрудниками ЛПУ, в том числе между территориально разделенными подразделениями.

Комплексная медицинская информационная система

Источник: СП.АРМ, 2011

Комплексные МИС работают и во множестве других медучреждений. В больнице скорой медицинской помощи города Набережные Челны внедрено комплексное решение AquaMed. С его помощью были автоматизированы все этапы оказания медицинской помощи. Кроме того, функции AquaMed, такие как ведение электронных медкарт, работа с изображениями, планирование лечебной деятельности  и статистика, тестировались в отделении сосудистой хирургии института им. Н.В. Склифосовского.

Какие решения нужны ЛПУ?

Чтобы правильно выбрать ИТ-решения для медучреждений, нужно учитывать не только нынешний спрос, но и то, как он будет меняться со временем? Чем отличаются в этом плане государственные клинки от коммерческих?

Александр Гусев, заместитель директора по развитию компании К-МИС, считает: "Среди основных стимулов, побуждающих медучреждения к использованию информационных систем, можно выделить потребность в формировании статистической и финансовой отчетности, стремление наладить контроль за деятельностью ЛПУ и расходом ресурсом, а также желание внедрять и осваивать современные методы организации здравоохранения — на основе информационных технологий".

"В ближайшее время наибольшим спросом будут пользоваться медицинские информационные системы (МИСы) для комплексной автоматизации ЛПУ, а также решения для автоматизации регистратур, приемных отделений и записи к врачу через интернет, - считает он. - Также стабильно высок спрос на ЛИС и PACS (Picture Archiving and Communication System). Спрос на эти решения между госучреждениями и частными ЛПУ отличается в разрезе функционала. Для коммерческих ЛПУ самую значимую роль играют функции тотального учета оказанных услуг, формирование счетов на оплату и тарификация услуг, функции записи пациентов на прием и управления ресурсами. Для государственных ЛПУ - это ведение многочисленных учетных и отчетных форм, статистика и реестры на оплату по ОМС".

По мнению Владимира Варфоломеева, управляющего партнера компании SofTrust,  наибольшим спросом среди ЛПУ пользуются продукты для персонифицированного учета медицинской помощи, записи к врачу в электронном виде и ведения электронных медицинских карт. Между государственными и коммерческими клиниками спрос отличается незначительно, но частные ЛПУ больше тяготеют к учету финансовых показателей деятельности.

"Спросом пользуются решения, отвечающие критериям "недорого, надежно, быстро", - утверждает Инна Ашенбреннер, директор направления "Госсектор и медицина" компании "Корус Консалтинг". -  В регионах более востребованы решения для первичной автоматизации ЛПУ и регионального управления, мониторинга. Частные клиники находятся чуть впереди государственных - у них этап начальной информатизации уже пройден. Они более клиентоориентированы, поэтому заинтересованы в системах класса CRM".

Генеральный директор компании "Аксимед" Игорь Гридин уточняет, что сейчас наибольшим спросом пользуются универсальные медицинские информационные системы, обладающие модульной архитектурой. "Они позволяют ЛПУ в режиме "Лего" формировать из модулей МИС необходимую им конфигурацию, тем самым оптимизируя свои инвестиции в ИТ и извлекая из них максимальный эффект. В ближайшие годы наряду с сохранением стабильного спроса на упомянутые решения будет расти интерес и к специализированным продуктам — радиологическим и лабораторным информационным системам, PACS. В этих условиях также увеличится потребность в услугах по интеграции различных продуктов, эксплуатируемых в ЛПУ, как различных типов МИС (общегоспитальных систем, РИС, ЛИС, PACS и т.д.), так и других ИТ-систем (управленческих, финансовых, бухгалтерских, кадровых)".

"Что касается различий в характере спроса со стороны частных и государственных ЛПУ, то коммерческие клиники несколько опережали государственные ЛПУ в движении по описанному выше пути, а также проявляли большую заинтересованность в онлайновых сервисах. Однако сейчас решения на основе интернет технологий стали весьма востребованными и в сегменте государственных и муниципальных ЛПУ", - продолжает он.

Как информатизированы регионы?

В последние годы набирает обороты внедрение МИС на уровне районов, городов и даже целых регионов. Это способствует развитию здравоохранения, помогает наиболее эффективно использовать возможности всех региональных ЛПУ – перераспределять потоки пациентов, проводить единую политику здравоохранения, внедрять единые стандарты лечения и т.п.

Лидером в этом направлении традиционно считается Татарстан, где на уровне республики реализованы две крупные информационные системы. Первая система ("Диспетчерский центр здравоохранения") позволяет четко спланировать маршрут лечения пациента от поликлиники и диагностики до высокотехнологичной операции и последующей реабилитации, а вторая - ("Центральный архив медицинских изображений") предназначена для длительного хранения в оцифрованном виде и использования результатов исследований – УЗИ, МРТ, рентгеновских снимков и других анализов. Кроме этого, в республике планируется перейти к оказанию медуслуг с помощью телемедицины (в электронном виде) и автоматизировать базовые бизнес-процессы и документооборот в ЛПУ, создав тем самым единую информационную систему здравоохранения на уровне региона.

Централизованное хранилище медицинских изображений

Источник: Agfa Healthcare, 2011

В Якутске в 2010 году реализован проект "Электронная регистратура". С ее помощью всю документацию (личные карточки, истории болезни) теперь можно вести в электронном виде. Система помогла ликвидировать очереди, с ее помощью можно производить корректировку расписания и распределять потоки пациентов между городскими ЛПУ. Для самостоятельной записи к нужному врачу пациенты теперь могут воспользоваться сенсорным терминалом. Раньше для этого нужно было простоять очередь к регистратуре и получить карточку.

Вместе с тем региональные проекты автоматизации ЛПУ достаточно редки, и говорить о единых требованиях к таким системам пока рано. "Региональные проекты автоматизации ЛПУ не готовы к слепому копированию и масштабированию, это лишь глянцевая иллюстрация возможностей ИТ, – считает Александр Гусев. - Поэтому делать выводы на основании одного проекта категорически ошибочно".

Леонид Ефимов

Наталья Амосова

Федеральный медицинский биофизический центр им. А.И.Бурназяна ФМБА России


Наталья Амосова:
Наибольшую трудность вызвала адаптация МИС к конкретным условиям и профильности ЛПУ

На вопросы CNews ответила Наталья Амосова, заместитель главного врача по медицинской части ФМБЦ им. А.И. Бурназяна.

CNews: С какими сложностями вы столкнулись в процессе внедрения МИС в вашем центре?

Наталья Амосова: Наибольшую трудность вызвала адаптация МИС к конкретным условиям и профильности ЛПУ. Например, при существующей пока многоканальной системе финансирования учреждения, потребовались существенные доработки блока «Аптека и склад», направленные на раздельный учет медикаментов и расходных материалов по разным источникам финансирования.

Многопрофильность ЛПУ потребовала существенной коррекции в блоке «Электронная медицинская карта пациента» для формализации осмотров профильных пациентов (терапия, кардиология, хирургия, онкология, неврология и др.) согласно требованиям к оформлению медицинской документации. А постепенное внедрение федеральных стандартов лечения основных заболеваний и в дальнейшем потребует вносить коррективы в МИС для облегчения контроля качества оказания медицинской помощи на всех этапах и уровнях (от врача приемного отделения до администрации клиники).

Вернуться на главную страницу обзора

Опубликовано в 2011 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS