версия для печати
Российские регионы наращивают ИБ-мускулы

Российские регионы наращивают ИБ-мускулы

Развитие регионального рынка услуг ИБ во многом повторяет тенденции всего российского рынка ИБ - с отставанием примерно на 5-7 лет. Пока конкуренция здесь между регионалами и москвичами незначительна, однако по мере роста и усиления позиций первых, возможно, нужно готовиться к переделу. Сегодня рынок ИБ в регионах достаточно активно развивается, а запаздывающие темпы и отставание от московских компаний, похоже, позволили обеспечить резерв для роста даже в условиях кризиса.

Уже больше года весь мир пребывает в состоянии кризиса, и уже ни у кого не осталось сомнений в том, что рынок ИБ достаточно быстро и гибко отреагировал на новые условия игры. Безусловно, ситуация с выполнением требований закона "О персональных данных" добавила эмоций всем игрокам рынка ИБ, поскольку, с одной стороны, появилась возможность развивать новые направления деятельности даже в тяжелой экономической ситуации, а с другой – возникли новые сложности в понимании требований регуляторов и трансляции их потенциальным клиентам.

Объем появившихся за последние полгода публикаций, посвященных вопросам защиты персональных данных, говорит сам за себя – тема весьма актуальная и привлекательная, поэтому аналитики и маркетологи еще долго не оставят ее без внимания (по крайней мере пока не станет ясно, что будет после 1 января 2010 года). В результате все остальные темы отошли на второй план, хотя если обратить внимание на суть предложений по защите персональных данных, а не на их маркетинговую подачу, то станет видно, что во многих случаях они представляет собой комплекс уже хорошо известных и неоднократно реализованных услуг. Хотя, конечно, со своей спецификой, устанавливаемой документами ФСТЭК (обещанная обновленная версия которых, кстати, до сих пор так не появилась).

Региональная составляющая рынка услуг ИБ в России

Именно сейчас этот сегмент рынка заслуживает особого внимания. Данные рейтингов в общих чертах отражают скромную позицию региональных компаний на рынке. Например, присутствие региональных компаний в рейтинге CNews100 за 2008 г. составило всего лишь 26%, как и годом ранее, – но это для рынка ИТ в целом. Если посмотреть на специализированный ранкинг CNews Security, то здесь уже более 83% участников представляют Москву. Может показаться, что на рынке ИБ региональные компании ведут себя менее активно, но так ли это на самом деле?

Если описание предложений и состав столичных игроков рынка услуг изменились за последний год незначительно, за исключением повышенного внимания к теме защиты персональных данных, то региональные компании значительно прибавили активности в своем стремлении выйти на рынок ИБ, что еще раз подтверждает прогнозы многих аналитических агентств о его развитии даже в условиях кризиса (в данном случае – за счет "региональных резервов").

Региональная составляющая респондентов в 2008 г. увеличилась и составила около 30% от их общего числа, по данным "Элвис-Плюс"/Information Security. На тот момент рост числа представителей региональных компаний свидетельствовал как о значительном повышении интереса к вопросам ИБ в регионах, так и об отсутствии у региональных клиентов возможности получить необходимую информацию и решить все вопросы, связанные с ИБ, "на месте".

Как следствие роста спроса в регионах, в этом году наблюдается всплеск активности со стороны региональных компаний на рынке услуг ИБ (темпы роста оцениваются "Элвис-Плюс" более 50%). Далеко не все из этих компаний созданы недавно – большая часть "вышла" из ИТ.

Регионы на рынке услуг ИБ

Источник: "Элвис-Плюс", 2009

Явным лидером по количеству региональных компаний, активно работающих на рынке ИБ, является Северо-Западный федеральный округ, а именно – сам Санкт-Петербург. Близость Северной столицы к Москве позволила компаниям этого округа ассимилироваться с московскими и достаточно успешно сосуществовать на рынке ИБ.

Интерес представляет тот факт, что наиболее удаленный от Москвы -Дальневосточный федеральный округ - не отображен на диаграмме. Действительно, анализ имеющихся открытых источников не позволяет обнаружить ни одну компанию, представляющую этот округ и активно заявляющую о себе на рынке ИБ.

Заметно отстает по количеству игроков в этом секторе и Южный округ, что вполне объяснимо как политической обстановкой, так и наличием сильных деловых связей с Москвой.

Среди остальных регионов работающие в сфере ИБ компании распределены  достаточно равномерно, вне зависимости от масштабов территории регионов, что не удивительно – основные игроки на данный момент располагаются главным образом в тех же городах, что и территориальные органы власти.

Центр стремится в регионы

Материалы региональных компаний, представленные на корпоративных сайтах, позволяют отметить ряд особенностей. Во-первых, по представленным на сайтах материалам видно, что изменилось отношение региональных компаний, предлагающих услуги ИБ, к своим партнерам - им теперь уделяется все больше внимания. В разделе "Партнеры", присутствующем практически на каждом сайте, перечислены не только именитые мировые производители продуктов и решений, но и известные российские компании (в основном с центральными офисами в Москве), оказывающие услуги в области ИБ. А в описании услуг некоторые региональные компании сразу сообщают, что часть услуг оказывается с участием таких партнеров. Заметим, что к подобным услугам относятся не только те, которые требуют наличия лаборатории для проведения сертификационных испытаний, либо соответствующих лицензий и сертификатов, но и услуги, для реализации которых необходимы специалисты высокой квалификации.

Вероятно, инициатива заключения подобного партнерства может исходить как от самой региональной компании, так и от компании, представляющей Центральный регион, а в частности - Москву, которая таким образом решает проблему выхода на региональный рынок наиболее дешевым, "антикризисным" способом – без затрат на открытие офиса (или представительства) и привлечение местных специалистов. Эту версию подтверждает и тот факт, что среди партнеров одной региональной компании часто могут присутствовать несколько столичных компаний, являющихся между собой прямыми конкурентами.

Такой подход оправдывает себя и по другой причине – государственные структуры составляют примерно половину перечня ключевых заказчиков региональных компаний. В условиях кризиса привлекательность обслуживания государственных структур значительно выросла. В то же время подобные структуры предпочитают, чтобы компания, оказывающая услуги в области ИБ, находилась в непосредственной близости, а не в далекой Москве.

Стремление региональных компаний сотрудничать с московскими партнерами также весьма разумно - это возможность "бесплатно" пользоваться знаниями и опытом высококвалифицированных и, соответственно, дорогостоящих специалистов, а также повысить свой авторитет на региональном рынке, получить дополнительные скидки, повысить квалификацию собственных специалистов при реализации совместных проектов.

Можно также предположить, что и региональные, и московские компании видят существующий потенциал регионального рынка – он еще не насыщен, и спрос явно обгоняет предложение, поэтому вести ожесточенную борьбу за каждого клиента пока не приходится. Конечно, в большинстве случаев доход, получаемый за счет привлечения региональных клиентов, ниже, чем от привлечения аналогичных московских клиентов, но и затраты, включаемые в себестоимость услуг (в первую очередь, на свое собственное содержание), в регионах значительно ниже, поэтому и уровень получаемой прибыли достаточен для сохранения привлекательности регионального рынка. Кроме того, "делить хлеб" с регионалами московские компании вынуждает и положительное отношение местных госструктур к региональным представителям рынка услуг ИБ.

Регионалы сфокусированы на себе

Еще одной особенностью региональных компаний видится их явное нежелание выходить на рынок Центрального региона, что подтверждается отсутствием в Москве представительства или офиса у большинства достаточно крупных региональных компаний, имеющих развитую филиальную сеть в нескольких округах. Кроме того, некоторые компании на своих сайтах в явном виде указывают, что обслуживают организации только своего региона.

Если посмотреть на историю создания региональных компаний, большинство из них уже давно присутствовало на рынке, чаще всего в качестве системного интегратора в сфере ИТ, либо интегратора телекоммуникационных услуг. Выход на рынок ИБ у таких компаний начинался с продажи отдельных (часто коробочных продуктов), либо с реализации относительно крупных ИТ-решений, включающих и ИБ-составляющую. Сейчас выход на рынок ИБ на сайтах таких компаний описывается как "открытие нового направления".

Вернемся к особенностям представления региональных компаний в интернете. В описаниях деятельности в сфере ИБ на корпоративных сайтах региональных компаний можно встретить и заимствования с сайтов более известных столичных компаний (часто их партнеров), и краткие перечни предлагаемых продуктов и услуг, и всего лишь упоминание о существовании такого направления деятельности в компании. В то же время, некоторые региональные компании предлагают развернутые и достаточно качественные материалы (в том числе и по такому актуальному направлению как защита персональных данных), которым могли бы позавидовать и столичные участники рынка.

Стандарты и сертификаты

Еще одна интересная особенность – около 40% региональных компаний имеют системы менеджмента качества (СМК), сертифицированные на соответствие требованиям стандарта ISO 9001:2000. Среди таких компаний преобладают опытные участники рынка, работающие с начала 90-х годов и ориентирующиеся на рынок ИТ в целом. При этом примерно половина компаний уже успешно прошли ресертификацию (поскольку их СМК были сертифицированы в начале 2000-х годов), а остальные – получили сертификат совсем недавно (в этом или прошлом году). Тем самым региональные компании не уступают столичным в следовании модным тенденциям и позиционировании себя в качестве серьезных участников рынка.

Если продолжить тему международных сертификатов, то можно заметить, что предложения по сертификации на соответствие требованиям стандарта ISO 27001 у региональных компаний отсутствуют. Причин этого может быть несколько: и отсутствие спроса на данную услугу в регионах (а в свете кризиса данное направление существенно потеряло свою привлекательность в целом), и появление более актуальных задач (выполнение требований закона "О персональных данных"), и признанный авторитет столичных компаний.

Не отстают региональные компании и в части получения необходимых лицензий и сертификатов, которые охотно выкладывают на своих корпоративных сайтах. Кстати, в некоторых случаях именно по срокам выдачи лицензий можно понять, как долго компания работает на рынке, так как в описании деятельности некоторых недавно появившихся компаний скромно умалчивается информация о годе основания. Причем у "новичков" регионального рынка ИБ основной деятельностью является предоставление услуг и консалтинг, как наиболее рентабельное направление (аналогичную ситуацию наблюдается и для вновь образовавшихся столичных компаний).

Грядет передел?

Во многом развитие региональной составляющей рынка услуг ИБ аналогично развитию российского рынка ИБ в целом, т.е. схожие тенденции наблюдались 5-7 лет назад, когда его доля в ИТ-рынке была весьма невелика (особенно по сравнению с развитыми странами), но самим темпам роста можно было только завидовать. Сейчас ситуация в чем-то повторяется, и доля региональных компаний на рынке ИБ растет. При этом конкуренция между региональными и московскими компаниями в регионах еще незначительна – регионалы пока слабее, да и поле деятельности велико.

Однако, по мере роста и усиления позиций региональных компаний, в недалеком будущем можно ожидать передел всего регионального рынка услуг ИБ. С ростом количества и квалификации персонала региональных компаний московские будут вынуждены либо решать вопросы по созданию филиальной сети в регионах, поскольку основным критерием выбора поставщика услуг станет время и оперативность взаимодействия, либо им придется снова ориентироваться в первую очередь на Москву и бороться за долю в уже "поделенном" и насыщенном рынке, что в свою очередь, вызовет падение стоимости услуг на фоне роста конкуренции.

Таким образом, можно сделать вывод, что рынок ИБ в регионах есть и достаточно активно развивается. А немного запаздывающие темпы и отставание от московских компаний позволили обеспечить резерв для развития даже в условиях кризиса – причем не только для местных региональных компаний, но и для пришедших московских.

Ирина Филиппова, Анна Соколова

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS