Comptek

Siemens



 
Совместный проект При поддержке
CNews.ru RBC Мир связи. Connect! МТУ-Информ

Сота за сотой:
обзор российского рынка сотовой связи

 Содержание
Абонентская база: российские компании лидеры в Восточной Европе
Статистика оттока абонентов
Сотовый бум продолжается
Регионы
Стоит ли ждать появления в регионах нового крупного игрока?
Финансы: из убытков в прибыль
Кто финансирует лидеров?
Конкуренция
Рынок услуг: сотовики на выдумки хитры
Не GSM
3G-сети

Абонентская база: российские компании лидеры в Восточной Европе

Очевидно, что важнейшим индикатором деятельности любого сотового оператора является число его абонентов. С этим у ведущих российских игроков рынка все в порядке — число клиентов, как говорится, растет не по дням, а по часам. Так, «Мобильным ТелеСистемам» удалось за лето «завербовать» порядка миллиона человек (25-процентый рост), укомплектовав, таким образом, свою «армию» до 5 млн. голов. Успехи компании позволили ей стать компанией №1 по числу абонентов в странах Восточной Европы. «ВымпелКому», предоставляющему услуги под брэндом «Би Лайн», также удалось попасть в пятерку лидеров, поднявшись за полгода с 8-го на 5-ое место (Табл.1).

Табл. 1. Ведущие компании Центральной, Восточной Европы и СНГ

  Оператор Страна Численность абонентов на конец I полугодия 2002 г., млн. Прирост за 6 мес.
1 МТС Россия 4,37 65%
2 Era GSM — Polska Telefonia Cyfrowa Польша 4,24 12%
3 Plus GSM — Polkomtel Польша 3,9 18%
4 Eurotel Praha Чехия 3,6 11%
5 Би Лайн — ВымпелКом Россия 3,28 55%
6 T-Mobile — Radiomobil Чехия 3,25 (сентябрь) 14%
Источник: CNews.ru, данные компаний

Теперь оба ведущие сотовые операторы России позиционируются так, как предрекал в апреле Саймон Бейкер, старший аналитик IDC Russia: «При сохранении нынешних темпов роста уже в этом году МТС может занять первое место, «Вымпелком» войдет в первую пятерку...».

Расстановка же сил на российском рынке сотовой связи — МТС, «ВымпелКом» и «Мегафон» (в порядке убывания общей численности абонентов) — не изменилась (Диаграмма 1). Напомню, что рыночная доля МТС и «ВымпелКома», по оценке Standard&Poor's составляла на конец 2001 года 33,8% и 26,9% соответственно.

Численность абонентов крупнейших российских операторов сотовой связи на конец августа 2002 года.

Численность абонентов крупнейших российских операторов сотовой связи на конец августа 2002 года.

Источник: CNews.ru по данным компаний

Лидерство МТС среди операторов Восточной Европы стало возможно благодаря сохранению высоких темпов роста абонентской базы компании. К примеру, за 2 последних месяца число подписчиков оператора выросло более чем на 14% (с 4,37 млн.). Почти столь же стремительными темпами рос и «ВымпелКом» — ему вместе с дочерними компаниями и филиалами к началу осени удалось набрать 3,74 млн. Но быстрее всего, как и в прошлом году, происходил рост численности абонентов у «Мегафона» (Диаграмма 2) — всего за полугодие 2002 г. компании удалось увеличить свою абонентскую базу почти на 90% против 65% и 55% у МТС и «Би Лайн», соответственно. Из диаграммы также видно, что МТС в этом году рос быстрее «ВымпелКома», нарушившего выполнявшееся ранее правило «чем меньше оператор, тем быстрее он растет».

Темпы роста числа абонентов ведущих российских операторов сотовой связи, I полугодие 2002 года к 2001 г., %

Темпы роста числа абонентов ведущих российских операторов сотовой связи, I полугодие 2002 года к 2001 г., %

У МТС такой впечатляющий рост был связан в первую очередь с приобретением региональных операторов «Кубань GSM» (около 500 тысяч абонентов), «БМ-Телеком» (около 100 тысяч абонентов) и GSM-оператора «Мобиком-Барнаул», имеющего лицензию на предоставление услуг в Алтайском крае. Кроме того, в этом году «Мобильные ТелеСистемы» ввели в эксплуатацию сети в Великом Новгороде, Перми, Калининграде, Мурманске, Челябинске, Вологде, Череповце и других городах. Постепенно расширяется в регионы и «Би Лайн» — на сегодняшний момент им развернуто 20 региональных сетей GSM; только в августе стало известно о работе оператора в Орле и Казани.

Однако в отличие от МТС, у «ВымпелКома» рост числа подписчиков происходил в основном за счет увеличения абонентской базы в Москве и области, и по состоянию на 27 августа доля абонентов «ВымпелКома», проживающих в этом регионе составила около 83% (3,11 млн. чел.). По собственной оценке компании доля, занимаемого ею рынка столицы и области, составила к концу I полугодия этого года 52% против 39% в прошлом году. Численность абонентов ведущих сотовых операторов на московской лицензионной территории показана на Диаграмме 3.

МТС, которая по данным J'son&Partners уступила конкуренту московский рынок еще в феврале, не могла смириться с таким положением вещей, и предпринимала отчаянные попытки вернуть пальму первенства. Однако, несмотря на июльское улучшение по показателю новых подключений (согласно отчету того же агентства J'son&Partners за июль, доля МТС на рынке новых подключений выросла до 45% по сравнению с показателем первого квартала, который на тот момент составлял 9% чистых подключений в Москве, в то время как доля «ВымпелКома» по этому показателю в конце июля сократилась до 50% против 63% в мае) МТС так и не удалось потеснить конкурирующего оператора — к концу июня у «Би Лайн» было примерно на полмиллиона абонентов больше, и этот разрыв сохранился к концу августа.

Число абонентов крупнейших российских сотовых операторов в г. Москве и московской области, на конец августа 2002 года

Число абонентов крупнейших российских сотовых операторов в г. Москве и московской области, на конец августа 2002 года

Источник: CNews.ru по данным компаний

Некоторое усиление позиций МТС в Москве связано в основном с действием имиджевых факторов: изменениями в рекламной политике, эффективной борьбой со слухами о некорректном списании денег (в частности, тут помогла ставшая с мая бесплатной услуга «Детализированный отчет по балансу»), обеспечением большей прозрачности биллинговой системы. Кроме того дилеры констатируют успех тарифного плана «Летний», на который приходится до 60% новых подключений к сети МТС.

Борьба за московский рынок ведется не только на земле, но и под ней: отстающий от МТС в плане связи в московском метро «Би Лайн» летом активно догонял конкурента, разворачивая связь на подземных станциях.

«МегаФон», контролируемый компаниями Sonera, Telia, «Телекоминвест» и «ЦТ-Мобайл», входит со своими 2 млн. абонентами в тройку лидеров по объему абонентской базы (см. диаграмму 1). Хотя динамика роста общего числа подписчиков «Мегафона» впечатляет — более 28% за прошедший квартал, 200% за 2001 год по сравнению с 2000-ым (см. диаграмму 2), пробиться ему на насыщенный московский рынок, где он имеет всего порядка 130 тыс. абонентов, очень сложно (см. Диаграмму 3). Тем не менее, попытки завоевать свою долю московского рынка ведутся — дополнительные базовые станции открыты в районе станций метро, в других оживленных местах, а также в «спальных» районах, на МКАД и в Подмосковье.

Хорошую динамику роста продолжает показывать и «Северо-Западный GSM» — наиболее крупный участник «первого общероссийского проекта мобильной связи» (так позиционирует себя «МегаФон»). В начале мая этот оператор объявил о подключении к своей сети миллионного абонента; на конец августа 2002 г. компания имеела 1,32 млн. (32% рост за 4 месяца). В I квартале этого года к сети «Северо-Западного GSM» подключилось 250 тысяч человек, а за весь прошлый год абонентская база оператора выросла почти в три раза.

По числу клиентов и объему прибыли в аутсайдеры попали операторы, работающие в устаревшем аналоговом стандарте NMT-450 — доля абонентов в нем составляет менее 5%. Компания «Дельта Телеком» только за первый месяц 2002 года потеряла 10% своей абонентской базы. Неважно обстоят дела с числом подписчиков сотовой голосовой связи и у «Московской Сотовой Связи» (МСС). Последняя, похоже, начинает искать для себя новые ниши — весной было объявлено о продвижении на рынок проекта «Аларис», который подразумевает предоставление широкополосного беспроводного фиксированного доступа в интернет и других услуг по технологии FH-CDMA, которая, между прочим, используется при развертывании сетей 3-го поколения.

Статистика оттока абонентов

 МТУ-Информ. Соединяем. С успехом.
В 2001 году этот показатель у МТС составил 26,8%, что на 5,2% больше, чем в 2000 году. Ухудшение статистики в МТС объясняли субъективными факторами: ужесточившейся учетной политикой при подсчете активных абонентов (к ним относятся абоненты, телефоны которых находятся в принудительной блокировке не более 2-х месяцев), высоким притоком сезонных абонентов, пользующихся телефонами в течение дачного сезона с мая по октябрь (и соответственно, исключаемых из числа активных в ноябре-январе), общим увеличением в абонентской базе доли мигрирующих абонентов.

Но данным на конец II квартала 2002 г., отток абонентов МТС, напротив, снизился и составил 7,7%, по сравнению с 9,8% в предыдущем квартале и 10,6% — в четвертом квартале 2001 года. На улучшение ситуации, по мнению самого оператора, повлияло усиление маркетинговой составляющей в общей политике компании, введение новых конкурентоспособных тарифных планов. Кроме того, МТС, похоже, удалось развеять слухи о некорректном списании средств со счетов абонентов (это произошло после превращения услуги «Детализированный отчет по балансу» из платной в бесплатную).

У «ВымпелКома», напротив, в течение 2001 года наблюдалось значительное снижение показателя оттока абонентов — до 23,0%, по сравнению с 34,5% в 2000 году (это связывали с ростом удовлетворенности клиентов, а также со снижением доли переходов абонентов из сети DAMPS в сеть GSM, которые формально считались как отток), зато отток абонентов за второй квартал 2002 года по сравнению с первым увеличился с 5,7% до 6,9%; при этом компания ожидает увеличение оттока абонентов во второй половине года, связывая это с высокими темпами роста абонентской базы за прошедший период.

Показатель оттока абонентов крупнейших российских сотовых операторов

Показатель оттока абонентов крупнейших российских сотовых операторов

Источник: CNews.ru по данным компаний

Итак, можно прогнозировать, что до конца года расстановка сил на рынке сотовой связи вряд ли кардинально изменится. МТС, которая демонстрирует отличную статистику роста при снижающемся оттоке абонентов сохранит не только лидирующее положение в России, но и, по-видимому, в Восточной Европе. В то же время, ей вряд ли удастся догнать «Би Лайн» в московском регионе — слишком уж велик разрыв в полмиллиона абонентов. Что касается регионов, то и там сохранится существующий расклад — МТС, «Мегафон» и «Би Лайн» в порядке убывания абонентской базы.

Сотовый бум продолжается

В общем же можно констатировать, что сотовый бум в России продолжается. В настоящее время число абонентов только у двух крупнейших российских операторов, работающих в стандарте GSM приближается к 9 миллионам (для сравнения — общее число абонентов российской сотовой связи составляло 3,4 млн. в конце 2000 года и 7,84 млн. — в конце 2001).

Однако относительные цифры не дают особого повода для национальной гордости — уровень проникновения сотовой связи России оценивается сегодня в районе 7%, а даже в бывшей социалистической Польше мобильный телефон имеет каждый четвертый, а в бывшей советской Эстонии — каждый второй житель. Зато нам есть куда расти, чего не скажешь о насытившемся западноевропейском рынке мобильной связи, который поднялся за 2001 год лишь на 4%.

Уровень проникновения сотовой связи в странах мира

Уровень проникновения сотовой связи в странах мира

Источник: Accenture, 2001

Между тем, данные представленные на диаграмме, в данный момент несколько устарели и большинство стран к августу 2002 г. достигли более высокого уровня проникновения сотовой связи (в некоторых странах на 100 человек населения сегодня приходится уже более 100 телефонов, подключенных к сотовой сети). Диаграмма приводится исключительно для того, чтобы показать насколько значительный потенциал в развитии услуг мобильной связи еще имеется у российского рынка.

Регионы

Позиции ведущих российских мобильных операторов в регионах по состоянию на конец первого полугодия 2002 года представлены на Диаграмме 6.

Число абонентов крупнейших сотовых операторов за пределами Москвы и С.-Петербурга на начало июля 2002 г.

Число абонентов крупнейших сотовых операторов за пределами Москвы и С.-Петербурга на начало июля 2002 г.

Источник: CNews.ru по данным компаний

Как уже указывалось, лидирующие позиции МТС по общему числу абонентов в немалой степени вызваны успехами оператора за пределами Москвы и Санкт-Петербурга: региональная абонентская база компании за год выросла в 9 раз. Неплохих результатов в регионах удалось достичь и «Мегафону» — по состоянию на конец I полугодия этот оператор имел 240 тысяч подписчиков на Северном Кавказе, более 190 тысяч — в Поволжье и более 150 тысяч — в Северо-Западном регионе (за исключением Санкт-Петербурга и Ленинградской области); остальные приходились на Кировскую область и Республику Мордовия. Таким образом, «Мегафон» по объему региональной абонентской базы занимает второе место после МТС, оставив позади «ВымпелКом» с его 430,9 тыс. региональных абонентов.

Стоит ли ждать появления в регионах нового крупного игрока?

О консолидации непрофильных активов дочерних операторов «Связьинвеста», под которой, в частности, понималось и объединение небольших контролируемых холдингом мобильных операторов, начали говорить года два тому назад. Однако до настоящего момента основную свою задачу гигант видел в объединении региональных электросвязей, и вопрос мобильных подразделений не обсуждался. И вот теперь, в свете корпоративной реструктуризации, консолидация непрофильных активов вновь встала в повестку дня.

В настоящее время многие традиционные операторы, принадлежащие «Связьинвесту», имеют значительное количество дочерних структур, занимающихся мобильным бизнесом. В качестве примеров можно привести «Сибирьтелеком» и «Уралсвязьинформ», в консолидированных доходах которых мобильная связь занимает наибольший вес. Однако значительное количество мелких, нередко конкурирующих между собой и плохо узнаваемых операторов не позволяет эффективно развивать мобильный бизнес и, кроме того, делает структуру компаний непрозрачной для акционеров и потенциальных инвесторов.

Согласно оценкам, подготовленным компанией Rye, Man & Gor Securities, небольшой размер мобильных операторов существенно сокращает их возможности для привлечения новых клиентов (например, нет бренда, известного во всем регионе). Затруднено расширение спектра предоставляемых услуг и улучшение качества этих услуг. Кроме того, традиционные телекомы обращают незначительное внимание на развитие каждого в отдельности мобильного оператора в силу сложности и трудоемкости управления.

По этим причинам объединение мобильных операторов в единую дочернюю структуру представляется «Связьинвесту» весьма выгодным, хотя он и не принял пока окончательного решения по этому поводу.

Однако первый шаг уже сделан: «Связьинвест» потребовал от региональных компаний держать акции дочерних мобильных структур в специально организованном депозитарии «Северо-Западная Финансовая Компания» с целью повышения своего контроля над мобильными активами и предотвращения сделок по продаже этих активов по заниженным ценам.

Холдинг рассматривает два основных варианта реструктуризации в данном сегменте:

  1. объединение мобильных операторов в каждом из семи регионов, при сохранении контроля над ними у региональных операторов;
  2. объединение мобильных операторов в единую компанию, управляемую «Связьинвестом».

При этом первый вариант объединения кажется холдингу наиболее привлекательным как для региональных операторов связи, так и для самого «Связьинвеста». А поскольку последний считает такое объединение целесообразным только для тех мобильных операторов, контрольный пакет акций которых принадлежит региональным телекомам, то те операторы, которые не попадают в этот список, должны быть проданы.

Конечно, холдингу можно было увеличить свою долю до контрольных пакетов и уже затем без проблем провести консолидацию, однако «Связьинвест» считает невыгодным «отвлечение финансовых ресурсов, которые в большинстве своем должны быть потрачены на обновление основных фондов операторов и развитие альтернативных услуг, на рынке которых конкуренция не столь значительна как на рынке мобильной связи».

В случае успешной реализации своих планов холдинг рассчитывает на увеличение доли прибыли от мобильных услуг в общей прибыли компаний и, соответственно, на повышение своей рыночной капитализации в преддверии грядущей продажи почти 25% пакета акций холдинга. Кроме того, увеличение привлекательности мобильного бизнеса в среднесрочной перспективе позволит региональным операторам выгодно продать данный бизнес более крупным мобильным операторам.

В Таблице 2 показан пример структуры предполагаемого объединенного оператора, контролируемого «Связьинвестом». По оценкам холдинга, прирост стоимости такого оператора составит 42% (сумма стоимостей мобильных операторов Поволжья оценивается в $19,5 млн., а стоимость объединенного мобильного бизнеса — в $27,6 млн.).

Таблица 2. Основные мобильные дочерние структуры Объединенного Поволжского Оператора

Оператор Стандарт % уставного капитала
Нижегород сотовая связь GSM 50%
Удмуртские сотовые линии NMT 100%
Оренсот GSM/DAMPS 43%
Оренбург GSM GSM 51%
Вятская сотовая связь NMT 51%
Сотовая Связь Мордовии NMT 60%
Ульяновск-GSM GSM 51%
Цифровые Сети Удмуртии-900 GSM 49%
Мар Мобайл AMPS 50%
Саратов — Мобайл AMPS 50%
Источник: Связьинвест

«Связьинвест» вполне отдает себе отчет в том, что объединение мобильных операторов представляет собой серьезную проблему. Здесь его поджидают трудности как в экономической (например, в оценке информационно-непрозрачных компаний), так и в технической плоскости (многообразие стандартов сотовой связи, в которых работают операторы).

Второй вариант объединения, который заключается в объединении мобильных операторов в единую компанию, управляемую «Связьинвестом», представляется менее привлекательным, так как прежде всего непонятно, как он будет компенсировать региональным операторам потерю их мобильных активов. Кроме того, полученная доля в объединенной компании ни для кого из операторов не будет контрольной, что не позволит консолидировать результаты, а это может негативно сказаться на составе выручки компаний, уменьшив долю альтернативных услуг в доходах.

Не стоит сбрасывать со счетов и то, что вновь созданная компания автоматически выводится на национальный уровень с вытекающей отсюда острейшей конкуренцией со стороны крупнейших мобильных операторов. Поэтому «Связьинвесту», при таком сценарии, не обойтись без крупномасштабных инвестиций в развитие мобильных сетей, что противоречит его идеологии — с учетом необходимости инвестиций в обновление основных фондов. «Связьинвест» вряд ли сможет найти дополнительные средства на развитие крупной мобильной компании.

Таким образом, стратегия «Связьинвеста» вполне ясна — он изначально рассчитывает на продажу своего непрофильного мобильного бизнеса, и поэтому говорить о возможной конкуренции с его стороны на региональном (не говоря уж о столичном) рынке сотовой связи не имеет смысла.

Финансы: из убытков в прибыль

Удивительно, но по оценкам IDC ведущие российские сотовые компании значительно превосходят крупных международных операторов по доходу с одного абонента и рентабельности. «В экономике мобильной связи «богатая страна» не означает «высокие доходы», — говорит в интервью CNews.ru Саймон Бейкер, ведущий аналитик IDC Russia. — «Наибольшие прибыли могут получить операторы на беднейших рынках. Прибыль российских операторов выше средней по региону, а по уровню доходов позиции МТС выше, чем по численности абонентов».

Действительно, согласно опубликованным отчетам, МТС показала в 2001 году рекордный рост финансовых показателей по сравнению с результатами 2000 года. В частности, чистая прибыль компании возросла на 120% и составила $207 млн. Росла чистая прибыль и в дальнейшем — во II квартале 2002 года прирост этого показателя составил 91% по сравнению с I кварталом 2001 года, а поквартальное увеличение (второй квартал по сравнению с первым) составило 52% (Табл. 3).

Таблица 3. Основные финансовые показатели ОАО «Мобильные ТелеСистемы»

Показатель 2 кв. 2002 1 кв. 2002 Изм. 2 кв. 2001 Изм. 1 полуг. 2002 1 полуг. 2001 Изм.
Чистая выручка, млн. долл. США 316.3 247.6 28% 205.9 54% 563.9 372.2 52%
Прибыль до уплаты налогов, расчетов по процентам и амортизационных отчислений (EBITDA), млн. долл. США 162.0 123.5 31% 82.7 96% 285.5 162.4 76%
Маржа прибыли до уплаты налогов, расчетов по процентам и амортизационных отчислений (EBITDA margin) 51% 50%   40%   51% 44%  
Чистая прибыль, млн. долл. США 66.8 43.9 52% 35.0 91% 110.7 66.3 67%
Источник: ОАО «Мобильные ТелеСистемы», CNews.ru

Неплохие результаты и у конкурента: «ВымпелКому» удалось увеличить за 2001 год чистую выручку (на 54,2% до $422,6 млн.) и стать прибыльной компанией (чистая прибыль составила $47,3 млн. по сравнению с чистым убытком в размере $77,8 млн. за 2000 год). Чистая прибыль за II квартал составила $21,9 млн., что на 133% больше, чем за соответствующий период прошлого года (Табл. 4).

Таблица 4. Основные показатели финансовой и операционной деятельности ОАО «ВымпелКом»
За 2-й квартал 2002г.

  30 июня, 2002 30 июня, 2001 Изменения (%)
Чистые операционные доходы (тыс. долл.) 173 381 94 679 83,1%
EBITDA (тыс. долл.) 71 757 35 862 100,1%
Маржа EBITDA 41,4% 37,9% 9,2%
Чистая прибыль (тыс. долл.) 21 941 9 414 133,1%
ARPU (долл.) (1) 18,9 27,7 -31,8%
MOU (минуты) (2) 94,7 107,7 -12,1%
SAC (долл.) (3) 31,3 42,3 -26,0%

За первое полугодие 2002г.

  30 июня, 2002 30 июня, 2001 Изменения (%)
Чистые операционные доходы (тыс. долл.) 318 441 174 422 82,6%
EBITDA (тыс. долл.) 135 027 63 760 111,8%
Маржа EBITDA 42,4% 36,6% 15,8%
Чистая прибыль (тыс. долл.) 49 987 14 540 243,8%
ARPU (в долларах) (1) 19,1 27,6 30.8%
MOU (в минутах) (2) 91,3 101,4 -10.0%
SAC (в долларах) (3) 30,9 40,1 -22.9%

Примечание:

  1. ARPU (Средний счет на одного абонента за месяц) рассчитывается за каждый месяц соответствующего периода путем деления выручки, полученной Компанией за предоставленные за данный месяц услуги, включая роуминг, но без учета выручки, полученной за подсоединение и от продажи телефонных аппаратов и аксессуаров, на среднее число абонентов Компании в данном месяце.
  2. MOU (Количество использованных минут на одного абонента за месяц) рассчитывается за каждый месяц соответствующего периода путем деления общего количества минут оплачиваемых входящих и исходящих звонков за данный месяц (исключая ромеров-гостей) на среднее число абонентов в данном месяце.
  3. SAC (Стоимость привлечения одного абонента) рассчитывается путем деления дилерского вознаграждения, рекламных затрат и субсидий на телефонные аппараты за данный период на валовой объем продаж за данный период.

Источник: ОАО «ВымпелКом»

К негативным тенденциям в бизнесе «Вымпелкома» стоит отнести уменьшение показателя ARPU (средний доход на одного абонента), который снизился за год с $37,2 до $26,2 или почти на 30% и продолжал снижаться и в этом году. В «ВымпелКоме» это связывают со снижением тарифов под давлением конкурентов и с ростом доли малоговорящих абонентов.

Не должна радовать акционеров и деятельность «ВымпелКом-Региона» (100% дочернего предприятия компании, занимающегося развитием региональных проектов), который закончил прошлый год с чистым убытком в $7 млн., I квартал 2002 года — с $5,7 млн., II квартал — с $6,4 млн. убытком. Впрочем, это можно списать на то, что «региональные операции компании находятся на начальном этапе строительства сети и развития инфраструктуры».

Как уже указывалось, в течение этого года финансовые показатели МТС продолжали быстро расти. Выручка за первые три месяца 2002 года достигла $247,6 млн., превысив на 49% данный показатель компании за аналогичный период 2001 года; во II квартале этот показатель достиг $316,3 млн., увеличившись на 54% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года (см. Табл. 2). Однако показатель средней ежемесячной выручки от продажи услуг в расчете на одного человека (ARPU) снизился в I квартале до $27 по сравнению с $40 за аналогичный период 2001 года и до $25 во втором. Причины этого — те же, что и у «ВымпелКома» — снижение тарифов и экономные региональные абоненты. Во II квартале картину «испортили» абоненты приобретенных компаний, в частности «Кубань GSM».

По данным Standard&Poor's с учетом выпуска облигаций МТС на сумму $300 млн. расчетный показатель соотношения чистого долга к общей капитализации по состоянию на 31 декабря 2001 г. составлял 18,7%, в то время как реальный показатель (с учетом корректировки суммы чистой задолженности на сумму лизинговых платежей, предоплаты и средств на лицевых счетах абонентов) находился на уровне 15,3%. Кроме того, с учетом выпуска облигаций ОАО «МТС» на сумму 300 млн. долл. расчетный показатель соотношения чистого долга к EBITDA по состоянию на 31 декабря 2001 г. составил бы приблизительно 0,6.

Отношение чистого долга к капиталу «ВымпелКома» снизилось с 51% в 1998 году до 33,6% в 1999 году в результате первого привлечения акционерного капитала. По оценке Standard&Poor's в 2001 году этот показатель должен был остаться на умеренном уровне, а затем повыситься в случае повышения суммы обязательств в 2002 году. Отношение чистого долга к EBITDA сократилось с 6,1:1 в 1999 г. (когда показатель EBITDA имел очень низкое значение) до 2,0:1 в 2000 году (при этом депозиты на счетах клиентов включались в состав долга). Без учета клиентских депозитов отношение обязательств к EBITDA составило бы 4,9:1 в 1999 году и 1,4:1 в 2000 году.

Меры, принимаемые для обеспечения покрытия процентов, по прогнозам Standard&Poor's, будут оставаться достаточными. В связи с ростом долговой нагрузки «ВымпелКома» отношение EBITDA и EBIT (размер прибыли до уплаты процентов и налогов) к расходам по процентам, составлявшее в 2001 году соответственно 5:1 и 3:1, в 2002 году, уменьшится, но в 2003 году вновь повысится, учитывая благоприятный прогноз динамики развития бизнеса, рентабельности, а также поступлений и платежей компании.

К сожалению, подавляющее большинство остальных российских сотовых операторов не склонны афишировать свои показатели. А вот МТС и «ВымпелКом» просто обязаны это делать — их акции обращаются на крупнейших фондовых биржах мира.

Что касается региональных операторов, то им, безусловно, не под силу тягаться с такими монстрами как МТС и «ВымпелКом». Так, по результатам финансово-экономической деятельности ОАО «Удмурт Телеком» за I полугодие чистая прибыль составила около $650 тыс., что составляет 92,9% к уровню соответствующего показателя 2001 года.

Кто финансирует лидеров?

«Два крупных оператора мобильной связи успешно доказали возможность получения займов на международном финансовом рынке под разумные процентные ставки», — считает Саймон Бейкер, старший аналитик IDC Russia.

Напомню, что 30 июня 2000 года «Мобильные ТелеСистемы» завершили первичное публичное предложение Американских Депозитарных Акций (АДА), которые были официально включены в листинг Нью-Йоркской фондовой биржи. Таким образом МТС удалось привлечь от размещения акций около $305 млн. Еще порядка $50 млн. удалось привлечь за счет дополнительной эмиссии месяц спустя. За счет дополнительной эмиссии еврооблигаций, проведенной в марте этого года, МТС удается довести объем заемных средств до $300 млн. (первоначальная эмиссия на сумму $250 млн. была осуществлена в декабре 2001 года). Срок погашения еврооблигаций МТС (эмитент Mobile TeleSystems Finance SA), размещенных под 10,95% годовых, истекает 21 декабря 2004.

Что касается «ВымпелКома», то, как известно, вторичное размещение ценных бумаг компании (ее акции с 1996 года котируются на Нью-йоркской фондовой бирже в виде депозитарных расписок III уровня) принесло ему летом 2000-го $225 млн. Кроме того, не стоит недооценивать вливания дополнительного капитала со стороны основных акционеров — норвежской группы Telenor (в 1999 году куплено 25% акций за $160 млн.) и «Альфа-Групп» — прошлогоднее майское соглашение о стратегическом партнерстве с ними что позволило привлечь «ВымпелКому» до $337 млн. В 2000 году «ВымпелКом» выпустил конвертируемые облигации на $75 млн, а в конце апреля 2002 года оператор делает займ под 10,45% годовых в размере $250 млн. с датой погашения в 26 апреля 2005 года. Долговые обязательства (также как у МТС) котируются, главным образом, на фондовой бирже Люксембурга.

Особенно нуждаются в средствах новые компании, нацеленные на завоевание своей доли рынка. Например, «Мегафон».

В феврале стало известно, что ЗАО «Соник Дуо», оператор общероссийской сети мобильной связи «МегаФон» в московском регионе, получил первый транш в размере $75 млн. от европейских банков HypoVereinsbank и Nordea, а также от Европейского Банка Реконструкции и Развития (EBRD) и Международной Финансовой Корпорации (IFC). Оставшаяся часть кредита ($63 млн.) будет предоставлена ЗАО «Соник Дуо» в течение 2002 года. Планировалось, что полученные средства будут направлены на развитие и расширение московской сети «МегаФон», что мы и наблюдаем в настоящее время.

Конкуренция

«Мегафон» не забывает и о другом столичном рынке — петербургском. В ответ на агрессивную тарифную политику МТС в этом регионе (стоимость исходящего вызова на телефоны МТС 1 цент в минуту), компания «Северо-Западный GSM», основная ударная сила «Мегафона», ввела тарифные планы с неограниченным внутрисетевым и местным трафиком, снизила стоимость связи и установила бесплатное подключение. Успехи же МТС в северной столице — более полумиллиона абонентов.

Борьба за долю рынка требует соответствующих ресурсов, и действия петербургского холдинга «Телекоминвест» (одного из владельцев «Мегафона»), который намерен продать часть своих дочерних «непрофильных» компаний (сборочное производство ЗАО «NEC Нева», сотовый оператор в Мурманской области стандаpта NMT-450 ОАО «Теленорд», кабельная сеть до западной границы России и проч.) можно рассматривать как меру по повышению своей конкурентоспособности на быстрорастущем рынке сотовой связи.

Другие операторы вынуждены проводить схожую политику и следовать примеру гигантов. Однако их действия можно скорее расценивать как дежурные маркетинговые акции, нежели меры, позволяющие завоевать некоторую долю рынка. Так, компания «Персональные коммуникации», оператор сотовой сети «Сонет» стандарта CDMA (IS-95) в Москве к Дню всех влюбленных объявила о том, что все подключившиеся в феврале по тарифному плану «Сонет-120» получат возможность бесплатных и безлимитных разговоров в течение 14 дней.

«У российских операторов, безусловно, наиболее благоприятные перспективы роста. Они скупают небольшие региональные компании и создают в этих регионах собственные сети», — эти слова ведущего аналитика IDC Russia Саймона Бейкера в полной мере можно отнести к МТС.

Действительно, «старые» операторы GSM уже сделали масштабные заимствования на биржах, и теперь могут позволить себе приобретать других операторов. Результаты таких сделок не заставляют себя долго ждать. Так, приобретение компании «Кубань GSM» дало возможность МТС открыть внутрисетевой роуминг на юге России. Это, в частности, привело к с существенному снижению тарифов для ее абонентов, находящихся на Черноморском побережье и близлежащих районах. Данное приобретение МТС можно считать весьма удачным — в прошлом году Черноморское побережье посетили более 5 млн. человек. Кстати, доступ к сети «Мегафон» (оператор «Северо-Западный GSM») на территории Краснодарского края и Республики Адыгея закрыт, и МТС не испытывает в этом сезоне фактически никакой конкуренции.

В этом году стало известно о завершении сделки МТС по приобретению за $41 млн. крупнейшего в Башкирии оператора сотовой связи «БМ-Телеком». Кроме того, МТС в сентябре прошлого года выиграла тендер на получение лицензии стандарта GSM в Республике Беларусь, где во II квартале этого года запустила сеть GSM.

Вернемся к российскому рынку мобильной связи.

Насколько важен сегодня фактор ценовой конкуренции на российском рынке сотовой связи? Какова будет, по вашим прогнозам, динамика цен на услуги сотовой связи в России в ближайшие несколько лет? — на этот вопрос CNews.ru отвечает Саймон Бейкер, старший аналитик IDC Russia:

«Мобильная связь развивается очень быстро и столь же быстро консолидируется, формируя структуру будущего рынка три ведущих оператора которой уже наметились. На рынках Москвы и Санкт-Петербурга конкуренция очень сильна, усиливается она и во многих провинциальных городах. Быстрого падения цен можно ожидать только на региональных рынках, которые пока не сталкивались с сильной конкуренцией, а там где она уже имеется — цены довольно низкие».

Рынок услуг: сотовики на выдумки хитры

 Семь печатей
Количество новых (серьезных и не очень) услуг в текущем году у российских операторов сотовой связи заметно прибавилось и продолжает расти. Многие из этих услуг носили, на наш взгляд, больше рекламно-маркетинговый характер, и имели конечной целью продвижение своей марки, нежели предоставление реальной пользы конечному потребителю. Впрочем можно предположить, что тинэйджеры были больше рады, к примеру, услуге МТС по передаче на мобильные телефоны логотипов и музыкальных мелодий («Logo&Melody»), чем, скажем, «EKG-Sensor Mobile» (мобильный сервис записи и расшифровки электрокардиограммы), продвигаемой немецкой компанией TMS. К другим «серьезным» услугам относится «Мобильный телохранитель», запущенная в Москве в конце января ЗАО «Гольфстрим охранные системы» совместно с Управлением вневедомственной охраны при ГУВД г. Москвы, и, по словам разработчиков, не только не имеет аналогов в стране, но и является первой в мире. Благие намерения и у «ВымпелКома», который совместно с NEXO анонсировал недавно услугу AutoConnex, направленную на обеспечение сохранности автомобиля клиента.

В сводках новостей российской сотовой связи слово «бесплатно» встречается в этом году необыкновенно часто. Именно такой способ привлечения к себе внимания имеет успех — так, кажется, думают маркетологи, работающие на операторов. Что ж, потребитель от этого тоже не прогадал. Примеров можно приводить сколько угодно — акция «Бонус» от »GSM-Лайт», в рамках которой все абоненты «Инфо-мобильной связи» бесплатно получили дополнительный объем информационных услуг и эфирного времени; второй бесплатный телефон от МСС, новые бесплатные разделы SIM-меню от »GSM-Лайт» и т.д. Периодически делал подарки своим абонентам и «Сонет» — день бесплатного справочно-информационного обслуживания, бесплатная «Голосовая почта», 2 недели бесплатных разговоров...

Можно говорить о том, что текущий год прошел для многих операторов под девизом интеграции услуг мобильной связи различных устройств и медиа. В подтверждение этого тезиса можно перечислить такие услуги, как «Мобильный пейджинг» от МТС (возможность принимать на свой мобильный телефон сообщения, переданные голосом через оператора, в виде SMS), отправка SMS-сообщений на e-mail и пейджер («Ярославль GSM»), «Мобильный доступ в интернет» («Мегафон») и др.

Среди услуг подобного рода, заслуживающих внимания, упомяну первый в России сервис мобильного присутствия и обмена сообщениями, позволяющий владельцам телефонов стандарта GSM подключаться к ICQ в интернете. Новая версия от компании «Новософт»-Mobile Instant Messenger (MIM), которая работает в сети «Сибирских сотовых систем-900» (торговая марка МТС) позволяет работать с ICQ через SMS и содержит ряд дополнительных функциональностей.

Другой тип сервисов связан с созданием удобств для пользователей при оплате услуг связи. В этом преуспели МТС (его абоненты, в частности, могут оплачивать услуги мобильной связи по телефону или через интернет при помощи карт системы «Рапида»), «Би-Лайн» (проекты под маркой «BeePay»), «Мегафон» (оплата через интернет), «Кубань GSM» («Мобильный GSM»), «Сонет» (активация карты экспресс-оплаты с помощью SMS-сообщения, система управления данными «500 on-line», позволяющая абонентам получить доступ на сайте компании к управлению своим лицевым счетом), «Северо-Западный GSM» («Мобильный банк») и др.

Отдельной строкой идут услуги, основанные на использовании SIM-карты. Здесь стоит упомянуть продукт «ВымпелКома» «Электронный справочник beeinfo», который призван совместить функции мобильного телефона, персонального помощника и электронного справочника; услугу «SIM-Media» от МТС (доступ к широкому спектру справочно-информационных и развлекательных услуг) и пр. Также в мае МТС предложила своим абонентам новые услуги «МТС-Инфо» (доступ к широкому спектру справочно-информационных и развлекательных услуг) и «Детализированный отчет по балансу» (доступна абонентам МТС Москвы и Московской области).

Отдельно стоит сказать о SMS — службе коротких сообщений. Необходимость создания единого SMS-пространства на всей территории России стала очевидной — популярность этой услуги растет в соответствии с общемировой тенденцией. Можно говорить о том, что в этом году российские сотовые операторы активно работают в этом направлении: 22 мая официально объявлено о запуске услуги SMS для абонентов московских сетей «ВымпелКом» и МТС; практически одновременно услугу обмена SMS-сообщениями между своими абонентами запустили МТС и «Московская сотовая связь» (МСС). Абоненты «Би Лайна» и «Мегафона» могут свободно обмениваться SMS с конца февраля, а в скором будущем, как ожидается, аналогичная услуга заработает между МТС и «МегаФоном». О создании единого SMS-пространства заявляли в середине апреля сотовая сеть «Сонет» и компания МТС. Примечательно то, что прямой SMS-шлюз между операторами связи, работающими в разных стандартах (CDMA и GSM), в России осуществлен впервые.

Результаты сотрудничества операторов на SMS-пространстве на заставили себя долго ждать. К примеру, трафик в сети МТС вырос в среднем на 200 тыс. SMS в день, достигнув уровня около 5 млн. сообщений в день. МТС и «ВымпелКом» ежемесячно получают от SMS-сервиса примерно по $1 млн. дохода. При этом доля доходов от неголосовых услуг растет. К примеру, «Би Лайн» получает от них около 7% всех доходов по сравнению с 5% в конце прошлого года. В настоящее время услуга доступна только московским абонентам компаний, однако операторы планируют запустить прямой обмен SMS и в региональных сетях.

Таким образом, можно прогнозировать, что бизнес операторов, связанный с SMS, после устранения заслона, который не позволял абонентам разных сетей обмениваться короткими сообщениями, пойдет в гору. И операторы продолжают делать на SMS ставку. Например, «ВымпелКом» ввел для своих абонентов целый ряд новых информационных SMS-каналов и развлекательные сервисов на их основе: «Криминальные новости», «SMS-Дневники», «Персональный SMS-чат», «SMS finder» (интеграция с сайтом знакомств), «SMS-сайт» и пр., а также новый проект «Технология оповещения курьеров с помощью SMS-сообщений»; МТС русифицировал SMS. Проводятся даже отдельные маркетинговые акции, призванные еще больше популяризовать этот вид сервиса («Твой первый SMS» от «GSM Лайт»).

Итак, тенденция наводнения российского рынка все новыми и новыми так называемыми мелкими услугами сохраняется. Однако несмотря на то, что услуги «мелкие», прибыли операторов за счет продажи таких услуг, как считают в исследовательской компании TowerGroup, будут совсем не мелкими. В отчете компании говорится, что к 2005 году мелкими услугами будут пользоваться 118 млн. человек в Западной Европе, 145 млн. в Азии и всего 22 млн. в Северной Америке.

Немалое место в спектре развлекательно-информационных SMS-, WAP-, SIM- и прочих услуг отводится телефонным играм — относительно новой нише, которую начинают осваивать мобильные устройства. Для справки: по прогнозам агентства Datamonitor, к 2005 году в телефонные игры будут играть 200 млн. человек, а объем рынка достигнет $6 млрд.

Итак, анализ рынка неголосовых услуг российской сотовой связи показывает, что ему еще есть куда развиваться — в Европе, к примеру, сервис, не связанный с передачей голоса, несоизмеримо богаче. Как считает старший аналитик IDC Russia Саймон Бейкер, говорить о мобильной электронной коммерции в России, если под ней понимать покупку товаров с помощью мобильных интернет-соединений, преждевременно: для этого прежде всего необходимо наладить широкое использование кредитных карт.

«Однако, я думаю, что в ближайшие годы значительно вырастут платежи абонентов мобильной связи за информационные и развлекательные услуги, предлагаемые операторами в содружестве с поставщиками информационного наполнения, за счет прямого перечисления средств со счёта абонента,» — считает г-н Бейкер.

Не GSM

Проблема перехода от «мертвого» аналогового стандарта NMT-450, в котором работают операторы федеральной сети СОТЕЛ, к цифровому возникла не сегодня. На фоне процветающих GSM-операторов «аналоговые» выглядят не лучшим образом — большей частью они продолжают терять свою и так небольшую клиентскую базу, а с ней и свои прибыли.

В прошлом году американская компания Lucent Technologies предложила «Московской Сотовой», а затем и питерской «Дельта Телеком» свои услуги в качестве поставщика оборудования по переходу на стандарт IMT-MC International Mobile Telecommunications — Multi-Carrier). МСС получает официальное разрешение ГКРЧ на использование радиочастот в диапазоне 450 МГц и добро Минсвязи, и начинает строительство сети на базе оборудования Lucent Technologies и южнокорейской Hyundai Electronics.

На новую технологию делали большую ставку — она должна была вывести аутсайдера в лидеры: МСС вынашивала планы одной из первых начать предоставление услуг сотовой связи третьего поколения.

В январе 2002 года проходит круглый стол «Перспективы цифровизации в России сотовых сетей диапазона 450 МГц», на котором СОТЕЛ окончательно делает ставку на технологию IMT-MC. Таким образом, перед Lucent открылся огромный рынок: 60 российских операторов сетей NMT-450 также планируют переход к «цифре» через IMT-MC. По оценкам самих операторов СОТЕЛ, весь российский рынок оборудования IMT-MC в 5-10-летней перспективе составляет $500 — 900 млн.

Холдинг ЗАО «Аккорд-Тел» (держатель акций почти четырех десятков операторов NMT, имеющий около половины всех доходов от бизнеса NMT в России) представил данные о стратегии продвижения стандарта IMT-МС в России. По одному из сценариев, к 2009 году в сети СОТЕЛ будут предоставляться услуги более чем 6,5 млн. абонентам, будет обеспечен рост абонентской базы более чем в 20 раз, достигнуто расширение рынка по проникновению более чем в 1,6 раз и территории в 1,4 раза.

Однако сети, построенные на основе этой технологии, обладающей безусловно более широкими возможностями, чем NMT-450, имеют на сегодняшний момент и ряд недостатков. К ним можно отнести отсутствие возможностей роуминга, отсутствие в продаже каких-либо терминалов, поддерживающих IMT-MC, крайне ограниченное число производителей оборудования и пр. Кроме того, не следует забывать, что операторам, сделавшим ставку на IMT-MC, придется конкурировать с компаниями, которые собираются вводить услуги передачи данных в сетях GSM и UMTS. Но самое главное: где взять столько денег — чтобы перевести на «цифру» всех операторов федеральной сети СОТЕЛ? По грубым оценкам, нужен $1 млрд.

Но курс на цифровизацию взят, и аналоговые стандарты сотовой связи доживают в России (по крайней мере в центральных регионах) последние дни. В апреле на основании подписанного весной 2001 года меморандума между Минсвязи РФ и «Ассоциацией-800», обещавшего лицензию GSM-1800 каждому оператору аналогового стандарта AMPS, лицензионная комиссия выдала петербургской компании FORA Communications, а также еще двум операторам, работающим в стандарте AMPS — «ТюменьРусКом» и «БиЛайн-Самара» — лицензии GSM-1800. С этого момента лицензии GSM-1800 получили все 39 членов «Ассоциации-800».

В отличие от МТС, которая создавала петербургскую сеть «с чистого листа», FORA для первой очереди своей сети сможет устанавливать базовые станции GSM на тех же площадках, на которых сейчас размещены ее AMPS-станции. Использование существующих площадок автоматически снимает с компании целый ряд проблем, таких, как договоренности с владельцами крыш об установке базовых станций, прокладку или аренду цифровых каналов для их связи с коммутатором, создание систем гарантированного и резервного электропитания и т.д.

О перспективах стандарта CDMA диапазона 800 МГц речь шла на выставке «СвязьЭкспокомм-2002» на презентации биллингового проекта сотовой сети «Сонет». Среди преимуществ систем на основе этой технологии назывались высокая помехоустойчивость, конфиденциальность, экологичность связи, многолучевое распространение сигнала, высокоточная система управления мощностью, «мягкая» эстафетная передача абонента.

Стало известно о перспективах развития сети «Сонет» в Московском регионе на ближайшие несколько лет. В планах компании на текущий год — повышение надежности и качества связи, создание условий для перехода к новой опции стандарта (CDMA 2000-1xRTT); на период до 2005 года — предоставление новой услуги передачи данных на скорости до 144 кбит/сек за счет установки на существующем оборудовании опции CDMA-2000-1xRTT; на период до 2010 года — предоставление новых услуг на основе передачи данных на скоростях до 2 Мбит/с при установке на существующее оборудование опции: CDMA-2000-1x EV-DO.

3G-сети

Массовый мировой рынок пользователей услуг 3G-связи не будет сформирован до 2004-2005 гг., так считают в финской телекоммуникационной группе Sonera. Если взять этот прогноз за точку отсчета и полагать, что российский рынок предоставления мобильных телекоммуникационных услуг развивается по тем же законам, что и европейские рынки, но с запаздыванием 2-3 года, то тогда нам следует ожидать появления полноценных 3G-сетей не ранее 2006 года.

Пока же коммерческие запуски сетей нового поколения в Европе откладываются, и не очень удачный опыт пионера 3G-сетей NTT DoCoMo (Япония), которому не удалось набрать критической массы пользователей, заставляет многих операторов и их инвесторов серьезно задуматься. Впрочем, глава Microsoft Билл Гейтс, выступая в Шведском королевском институте технологий, пророчил мобильной связи третьего поколения феноменальный успех. По его словам, несмотря на финансовые проблемы крупных инвесторов, мобильные телефоны третьего поколения получат широкое распространение и сыграют положительную роль в развитии персонального компьютинга.

Что касается России, то после того, как в конце 2001 года компании МТС и Siemens впервые продемонстрировали работу фрагмента сети третьего поколения UMTS (напомню, что были осуществлены голосовое соединение между мобильными станциями и между мобильной станцией и ISDN-телефоном, передача данных, а также продемонстрированы некоторые услуги 3G-сетей), и другие операторы сочли своим долгом объявить об успехах на этом поприще.

В конце февраля об успешном проведении испытаний поставленной Ericsson опытной системы UMTS, соответствующей спецификации 3GPP R3, сообщила компания «Соник Дуо» — оператор сети «МегаФон» в московском регионе. Была осуществлена голосовая связь между пользователями как опытной сети третьего поколения (3G-3G), так и между пользователями опытной сети 3G и сети GSM, а также опытной сети 3G и телефонной сети общего пользования. Кроме того, между двумя абонентами мобильной сети третьего поколения осуществлена видеоконференция.

На прошедшей недавно выставке «Связь-Экспокомм» в Москве «ВымпелКом» совместно с компанией Alcatel провел демонстрацию работы полнофункциональной сети UMTS 3GPP, позволяющей использовать такие приложения, как видеотелефония, мобильные интернет-приложения и потоковое видео в формате MPEG4. По словам представителей двух компаний, передача данных в режиме пакетной коммутации со скоростью 384 Кбит/с демонстрировалась в России впервые.

На этой же выставке операторы «Московская Сотовая Связь» и «Дельта Телеком» провели демонстрацию сеанс видеоконференцсвязи и другие услуги мобильного интернета на базе технологии IMT-MC-450. Был также организован роуминг между фрагментами мобильных сетей, развернутыми в Москве и Санкт-Петербурге.

Напомню, что эти фрагменты были развернуты в Москве и Санкт-Петербурге на основании решения Минсвязи, чтобы определить возможности поэтапной замены сетей NMT-450 и обеспечить их переход на современный уровень предоставления услуг связи. Проведенное тестирование IMT-MC-450 прошло успешно, и полученные данные подтвердили технико-экономические расчеты о высокой эффективности технологии IMT-MC по таким показателям как капитальные затраты при развертывании сетей подвижной связи и срок окупаемости. Максимальная скорость передачи данных в идеальных условиях составила 153 Кбит/с, но представители компаний заверяют, что в ближайшее время операторам будут доступны скорости 2,4 Мбит/с.

Решение Госкомиссии по радиочастотам о возможности развертывания в России сотовых сетей радиосвязи стандарта IMT-MC-450 для поэтапной замены действующих сетей стандарта NMT-450 было получено МСС в конце декабря 2001 года. Аналогичное решение «Дельта Телеком» получила в конце апреля 2002 года.

Все это хорошо, только созрел ли для этих новых сетей потребитель? Количество людей, использующих мобильную связь и интернет, неуклонно растет. По логике вещей, мобильные услуги, связанные с высокоскоростным доступом к сетям, должны быть востребованы. Однако здесь большое значение играет много факторов, основной из которых — стоимость услуг для конечного пользователя — ведь мобильная связь и интернет получили свое широкое распространения только после того, как рынок предложил приемлемые цены (вероятно, кто-то еще помнит, что стоимость подключенного мобильника доходила до $6000). Поэтому не исключен и такой сценарий: постепенный переход от бизнеса, ориентированного на узкую прослойку финансовой элиты с постепенным вовлечением более широких масс (технологии за это время должны уйти вперед и подешеветь).

А вот мнение по поводу перспектив развития в России сотовых сетей следующих поколений Саймона Бейкера, старшего аналитика IDC Russia:

«Становится всё более очевидным, что значительные инвестиции в лицензии на системы «третьего поколения» (3G) в Западной Европе были огромной ошибкой. Потребительский спрос на 3G пока не ясен, а совершенствование технологий свидетельствует, что стандарты GSM и CDMA смогут обеспечить предоставление большей части услуг, на которые рассчитан 3G, в существующем частотном диапазоне, пока позволяет его емкость. И выжидательная позиция, которую заняли российские операторы, кажется мне совершенно оправданной. Когда спрос на новые услуги появится на других рынках, они начнут предоставлять их и здесь. Я не вижу никакой необходимости для операторов торопиться в этом вопросе, напротив, им нужно подождать пока на местном рынке не появится достаточно телефонных аппаратов, способных работать с новыми услугами и начать действовать, когда это направление станет успешным где-нибудь еще».

Прежде чем говорить о возможном коммерческом успехе сетей нового поколения, необходимо спуститься на полступеньки ниже, то есть к 2,5G. 1 апреля «ВымпелКом» в очередной раз (о запуске GPRS компания официально объявляла в конце июня прошлого года) открывает эру мобильного интернета. К марту 2002 года было зарегистрировано всего 8,5 тысяч пользователей GPRS — не так много за 9 месяцев. Можно сказать, что этот вид услуг служит как бы мостом к полноценным сетям третьего поколения, но мост этот пока очень шаткий.

На базе технологии GPRS «ВымпелКом» и компания Ericsson запустили сеть MMS (Multimedia Messaging Service) — ее можно рассматривать как расширенную версию SMS. Напомню, что MMS позволяет при наличии телефонов, поддерживающих эту услугу, получать и отправлять цветные тексты и изображения, анимацию, музыкальные аудио-файлы объемом до 30 Кбайт в одном сообщении, находится сейчас в тестовой эксплуатации. Таким образом, линия поведения «ВымпелКома» сильно коррелирует с действиями европейских коллег  — там крупнейшие игроки рынка от 3G-сетей пока повернулись к таким традиционным услугам, как SMS и его производным (MMS, EMS).

Итак, можно прогнозировать, что большинство пользователей сотовой связи будут мигрировать в сторону третьего поколения по эволюционной цепочке GSM/GPRS/EDGE/WCDMA или cdmaOne/CDMA2000. При этом считается, что сети третьего поколения высокой частоты (GSM 900/1800) МГц требуют больших капитальных затрат, чем сети, построенные, скажем, на основе стандарта CDMA-2000 в частотном диапазоне 450 MГц. Поэтому можно считать, что те операторы аналоговых стандартов, которые обращают свои взоры в сторону CDMA, имеют неплохие шансы. А такими операторами, в первую очередь, являются МСС и «Дельта Телеком». Первая уже наладила сотрудничество с поставщиками оборудования IMT-MC-450, в частности, с китайским производителем оборудования связи и провайдером сетевых решений ZTE .

Итак, долгожданный вопрос цифровизации сетей NMT-450 на территории России может скоро разрешиться —заинтересованность операторов NMT преодолеть технологические ограничения аналогового стандарта и одновременно использовать преимущества диапазона 450 МГц совпадает со стремлением производителей сетевого и абонентского оборудования в создании новых рынков сбыта.

К тому же российские производители сами готовы создавать оборудование по технологии NMT-MC (CDMA-450). Переоборудование старых аналоговых сетей для работы по новой технологии вполне может быть выполнено с использованием отечественных разработок, — так считают сотрудники Воронежского НИИ связи Сергей Фурцев и Виктор Усачев, которые представили свое видение такого пути модернизации сетей связи. По их мнению, существующие отечественные разработки аппаратуры специального назначения на базе CDMA могут быть развиты в направлении адаптации к работе в диапазоне 450 МГц, что позволит создавать системы двойного назначения по технологии NMT-MC. Правда, как считают эти специалисты, производство цифровых интегральных схем для такого оборудования сегодня целесообразно налаживать по российской конструкторской документации за рубежом. Необходимое оборудование может производиться и на российских предприятиях, но только после их технического дооснащения.

Сроки создания сетей NMT-MC с использованием отечественных разработок, по оценке воронежских специалистов, таковы: в 2004-2005 годах могут быть созданы фрагменты сетей NMT-MC в зонах существующих сетей NMT-450, а к 2008 году может быть создана федеральная сеть NMT-MC.

Преимущество российских операторов состоит в том, что они не связаны огромными платежами за лицензии на системы связи третьего поколения (3G/UMTS), как их коллеги в Западной и Центральной Европе. «Гигантские лицензионные платежи за 3G на многие годы могут тяжелым грузом лечь на плечи компаний. — считает Саймон Бейкер, старший аналитик IDC Russia. — Крупные же российские операторы, скорее всего, сконцентрируют усилия на наиболее прибыльной деятельности — привлечении новых абонентов».

Действительно МТС, которая уже давно осуществила технический запуск GPRS, вводить услуги на основе этой технологии в коммерческую эксплуатацию пока не спешит, хотя и дает их в пользование некоторым своим корпоративным клиентам. Позиция МТС по этому поводу хорошо известна: компания строит свой бизнес на основе услуг, реально востребованных рынком.

Однако недавно стали известно, что активно продвигаемый несколько месяцев тому назад «Би Лайном» сервис MMS теперь тестируется «Мобильными ТелеСистемами», которая, кстати, открыла специальный сайт для желающих познакомиться с этой технологией поближе. Видимо более консервативная в плане новых и поэтому неопробованных и рискованных сервисов МТС несколько скорректировала свою стратегию. И, если верить исследовательскому агентству IDC, не зря — мировые поставки мобильных устройств со встроенной цифровой камерой достигнут к 2006 году 151 млн. единиц (даешь каждому россиянину по мобильнику с цифровой камерой!).

По мнению аналитика компании J'son & Partners Антона Погребинского, российские операторы занимаются работой над сетями 3G главным образом в расчете на будущее. «Создается ощущение, что операторы делают это не ради высокой прибыли, а для того, чтобы не отстать от жизни. Пример невостребованной технологии GPRS наглядно показал, что уровень спроса на новые услуги может не оправдать ожиданий», — сказал Погребинский.

Однако время не стоит на месте, и в конце августа стало известно о том, что компания «Межрегиональный ТранзитТелеком» (МТТ), которая обеспечивает транзит для федеральных сетей сотовой связи, готова предоставлять услуги GRX-организации международного и национального GPRS-роуминга. Так что говорить о невостребованности услуг GPRS, на мой взгляд, еще преждевременно. Сделайте хороший роуминг и нормальные тарифы — и к вам потянутся!

Вместо заключения

Популярность сотовой связи в народе столь велика, что в некоторых городах число мобильников почти сравнялось с числом стационарных телефонов. Впрочем, сотовым операторам не стоит задирать нос — трафик в сетях мобильной и фиксированной связи пока еще несопоставим. Маленький штрих: знакомый подполковник был застигнут мной за переписыванием финансовых сводок автоответчика (в то время «Детализированный баланс» от МТС еще не был бесплатным), которые он каждый день аккуратно вносил в блокнотик с тем, чтобы сверить со своими калькуляциями. Но суть не в том, что он ждал, когда наконец сможет «прищучить» оператора, который списал с его счета больше 8 или 10 центов ежедневной абонентской платы, а в том, что он ... почти не разговаривал по телефону. И это, судя по постоянному снижению показателя ARPU у всех операторов, не единичный случай. Нетрудно предположить, что особенно в небогатых регионах существует относительно большая часть «сотовых молчунов» (некий нижний средний класс или, если угодно, «богатые бедняки»), которые держат мобильник «на всякий пожарный (почти в прямом смысле этого слова) случай», пользуясь трубкой лишь в случае острой необходимости. Отсюда и появление таких тарифных планов как, к примеру, «Короткий звонок за 1 руб.», введенный недавно ростовским оператором «TELE-2-Ростов».

Доходы операторов мобильной связи по итогам 2001 года были ниже, чем у операторов фиксированной связи (Диаграмма 7), однако по оценкам Саймона Бейкера, старшего аналитика IDC Russia, к концу последующего десятилетия суммарный общий доход только трех ведущих сотовых компаний превысит доходы всего сектора проводной связи.

Российский рынок телекоммуникаций в 2001 году

Российский рынок телекоммуникаций в 2001 году

Источник: IDC

В подтверждение этого прогноза приведу следующую статистику Минсвязи России за I квартал 2002 года: выручка от услуг беспроводной радиосвязи (15,53 млрд. руб.) впервые превысила выручку от услуг междугородной телефонной связи (15,52 млрд. руб.), в то время как в I квартале прошлого года соотношение этих показателей было 10,71 млрд. руб. и 12,66 млрд. руб., соответственно (Диаграмма 8).

Выручка от предоставления услуг беспроводной радиосвязи и от услуг международной проводной связи в России, млрд. руб.

Выручка от предоставления услуг беспроводной радиосвязи и от услуг международной проводной связи в России, млрд. руб.

В самом же «Связьинвесте», олицетворяющем сектор проводной связи, считают, что хотя «конкуренция со стороны мобильных и альтернативных операторов в будущем будет расти, однако в ближайшие пять лет фиксированная связь сохранит доминирующие позиции на рынке».

Виталий Солонин
Аналитик CNews.ru

Вернуться на главную страницу обзора