Обзор подготовлен

версия для печати
Российским регионам есть, что показать на  телекоммуникационном рынке

Российским регионам есть, что показать на телекоммуникационном рынке

По объему потребляемых услуг связи российские округа располагаются в привычной для России последовательности со значительным (более чем в треть) перекосом в пользу Москвы – уникального города, в котором концентрируется почти четверть российской экономики. Тем не менее, по ряду показателей развития телекоммуникационной инфраструктуры Москва не является безусловным лидером, явно теснясь относительно регионов Урала и Дальнего Востока.

По итогам первых трех кварталов 2007 года рынок услуг связи в России составил 750,5 млрд руб., что на 20,7% выше показателя соответствующего периода прошлого года. Региональная структура рынка связи имела привычный для России вид. Наибольший объем услуг был реализован в Москве (34,1%), на втором месте – Поволжский федеральный округ (14,3%). У остальных округов доля порядка 8-9% от общего рынка, а наименьший показатель приходится на Дальневосточный округ (4,5%).

С точки зрения динамики роста рынка в число лидеров попадают Уральский федеральный округ (прирост 36,7%), Поволжский округ (+29,4%) и Северо-Западный округ (прирост +22,8%, исключая С.-Петербург). Москва по темпам роста занимает лишь четвертое место (+22,1%).

Структура доходов от услуг связи по регионам РФ (I-III кв. 2007г.)

Источник: CNews Analytics, по данным Росстата

Факторы роста спроса на связь

Существуют два основных фактора, определяющих развитие телекоммуникационного рынка – рост благосостояния населения и рост деловой активности предприятий. Уровень развития и интенсивность использования телекоммуникационной инфраструктуры связан с деловой активностью компании напрямую. Телекоммуникационная инфраструктура компании обеспечивает возможность технологической непрерывности бизнес-процессов, полноту информации и оперативность в принятии решений. Тенденция на укрупнение российской экономики, на создание компаний-флагманов, контролирующих существенную часть рынка своей продукции, появление на российском рынке западных производств и создание отечественных транснациональных корпораций (главным образом, в нефтегазовом секторе и металлургии), освоение компаниями новых видов высокотехнологичных услуг, требующих увеличение объема трафика (в банковском секторе, в страховании, в деятельности бирж), усложнение информационных потоков  внутри компаний (особенно, трансрегиональных холдингов) будет приводить к дальнейшему росту затрат компаний на телекоммуникационные услуги как с точки зрения объема трафика, так и с точки зрения спектра услуг.

При сохранении благоприятной внешней конъюнктуры, благодаря чему российская экономика находится в стабильном состоянии, рынок услуг связи будет продолжать расти и в связи увеличением их потребления со стороны населения. Основной причиной является тот факт, что, несмотря на высокие показатели  уровня проникновения мобильной связи, большинство населения до сих пор экономит на разговорах и доступе в интернет, а значит, при продолжившемся росте доходов будет увеличивать телекоммуникационные расходы. Причина экономии проста – 30% россиян имеют среднемесячные доходы менее $240 в месяц (прошлом году размер этой группы – 38,2%), 63,4% – доходы менее $480 в месяц (в прошлом году эта цифра была 72,5%). Таким образом, треть населения еле сводит концы с концами, а ещё треть практически на всем экономит. Доход в $200-$500 это своего рода предел, за которым население теряет возможность приобретать дорогостоящие средства и услуги связи. Именно это позволяет сделать вывод, что большая часть абонентов не могут в настоящее время позволить себе говорить по мобильному, пользоваться интернетом/услугами платного ТВ и т.д. столько, сколько им нужно. Такие абоненты будут пользоваться возросшими реальными доходами для увеличения объемов потребления услуг связи. Действительно, доля связи в общих расходах населения на услуги составляет более 20% (20,1% - в январе-феврале 2007 г.), и при этом растет опережающими темпами (для сравнения, в 2002 году доля связи в общих расходах на услуги составляла лишь 14,8%). В январе-феврале 2007 года объем потребленных населением услуг связи составил 122% к январю-февралю прошлого года. Рост по другим видам платных услуг существенно ниже – всего 3-7%, в частности за тот же период рост объема медицинских услуг составил всего +5,6%, образовательных +5,8%, транспортных – 4,7%.

Столичные предприятия тратят меньше региональных?

Интересно, что при пересчете объема услуг связи в регионах на одного жителя (для услуг связи населению) и на одно предприятие/на одного занятого (для телекоммуникационных услуг предприятиям), структура регионов-лидеров радикально меняется, и Москва уступает место регионам Урала и Дальнего Востока, которые по телекоммуникационным затратам компаний оказываются едва ли не более крупными телекоммуникационными центрами, чем российская столица.

Телекоммуникационные затраты в региональном разрезе

* - по данным Росстата на начало 2007 года

Источник: CNews Analytics, 2008

По показателю услуг связи населению в расчете на одного жителя лидируют по-прежнему Москва и Санкт-Петербург – 12,1 тыс. руб. и 8,4 тыс. руб. в год, соответственно. Это в 3-4 раза выше, чем по России (около 3 тыс.руб. на человека в год). Следом идут Центральный, Северо-Западный и  Дальневосточный округа с объемом услуг связи на одного жителя 4-5 тыс. руб. в год. Около 3 тыс. руб. на человека расходуется на связь в Уральском округе и в районе 2 тыс. руб. в Сибирском, Южном и Поволжском округах. В последней четверке округов расходы на связь в расчете на одного жителя ниже среднего показателя по России. Ситуация напрямую отражает уровень благосостояния населения регионов. Доминирование столиц объясняется резким отрывом в уровне доходов столичного населения. Так, по оценкам Росстата, среднедушевые доходы в Москве и Питере составили в 2007 году, соответственно, 34,6 тыс. руб. и 16,8 тыс. руб., тогда средние доходы по России – порядка 12,5 тыс. руб. в месяц.

В четверке регионов-лидеров – ЦФО, СЗФО, ДФО и УФО среднедушевые доходы также относительно высоки по сравнению с ситуацией по России в целом: ЦФО – 16,8 тыс.руб. в мес., в СЗФО – 13,2 тыс. руб., в УФО – 15 тыс. руб., в ДФО – 13,2 тыс.руб. При этом рост реальной заработной платы в этих регионах составляет 13-19% за год. 

Совершенно иначе ситуация выглядит по расходам на телекоммуникационные услуги предприятий и организаций. Безусловными лидерами по показателю удельных расходов на телекоммуникационные услуги в расчете на одно предприятие являются Дальневосточный и Уральский округа – 51,6 и 38 тыс. руб. на одно предприятие в год, что в 1,5-2 раза выше, чем по России в целом, по Москве и Петербургу. А уровень Москвы и Питера находится лишь на уровне среднего по России. Эти же два округа лидируют и по показателю затрат на интернет в расчете на одно предприятие. Примечательно, что показатели по Москве здесь одни из самых низких – среднестатистичекое московское предприятие расходует на интернет всего 4,2 тыс. руб., тогда как среднестатистическое российское предприятие – 6,8 тыс.руб.   

Несмотря на то, что предприятия малого бизнеса в данном случае из рассмотрения исключаются, расчет затрат на одно предприятие может приводить к неоднозначным выводам об уровне развития и использования телекоммуникационной инфраструктуры экономики региона ввиду того, что не учитывается соотношение сверхкрупных, крупных и средних предприятий. Показатели Москвы, например, являются низкими потому, что в столице значительно больше, чем в других регионах развит средний бизнес и велико число соответствующих предприятий, тогда как в экономике Урала, Сибири и Дальнего Востока доминируют крупные и сверхкрупные хозяйственные субъекты – ведущие сырьевые, металлургические и машиностроительные компании. Поэтому дополнительно следует обратить внимание на показатель телекоммуникационных затрат на одного занятого. Действительно, по этому показателю Москва и Питер вновь оказываются лидерами – 2,9 тыс. руб. и 2,2 тыс. руб. в год на одного занятого в экономике региона. Однако отметим, что лидерство российских столиц по этому показателю всё равно не столь выраженное – так, в ДФО на одного занятого приходится 2 тыс. руб. телекоммуникационных затрат, в УФО – 1,7 тыс.руб., в СЗФО и ЦФО – 1,4 тыс.руб.  Разницы в разы здесь уже нет. Всё это указывает на существовании в России нескольких, кроме обеих столиц, не менее крупных телекоммуникационных центров, возникших в основном на базе сверхкрупных сырьевых и металлургических холдингов. 

Факторы доминирования в рейтинге Москвы очевидны - здесь сходятся основные финансовые потоки, сосредоточены основные агенты инновационной экономики, расположены штаб-квартиры крупнейших финансово-промышленных групп и сырьевых холдингов (например, оборот по добывающим производствам в Москве за последний год вырос в 5,2 раза). Кроме того, здесь концентрируются основные управляющие структуры, как государства, так и бизнеса. Почти 78% экономики Москвы составляет высокодоходная сфера услуг. Наконец, на долю Москвы приходится 12-15% инвестиций в российскую экономику и порядка 60%(!) всех иностранных инвестиций, направляемых в Россию.

Телекоммуникационная инфраструктура УФО служит главным образом предприятиям нефтегазового комплекса и металлургии. Уральский ФО - самый крупный в РФ центр топливной промышленности и 3-й по величине центр обрабатывающей промышленности. В Дальневосточном округе сосредоточены главные центры цветной металлургии страны. Объем производства металлургических предприятий в ДФО в 5-10 раз выше, чем в других округах РФ. Округ также отличается повышенной деловой активностью добывающих производств – их оборот за 2007 год вырос почти на 65%.

В Центральном округе основные позиции принадлежат машиностроению и топливной промышленности. ЦФО занимает 1 место в РФ по объему обрабатывающей промышленности и 8-е по добывающим производствам (оборот по добывающим производствам в ЦФО за последний год вырос в 3,5 раза). Кроме того, Центральному округу практически нет равных по размеру сферы услуг и розничной торговли (65% от ВРП). Конечно, ключевую роль здесь играет Москва с богатым  населением и, соответственно, с сильными предприятиями всех обслуживающих отраслей (бытовые, финансовые услуги, торговля, индустрия развлечений и т.д., которые составляют более 78% ВРП Москвы). Напротив, скажем, Уральский ФО похвастаться этим не может – доля таких потенциальных заказчиков ИТ как предприятия сферы услуг, эти округа лишены (доля услуг в ВРП округа всего порядка 30%). Но, напротив, в УФО при общих высоких показателях промышленного производства резко доминирует топливная промышленность – это хоть и другой, но также очень сильный тип спроса на телекоммуникационные услуги, так как транстерриториальным холдингам нужно много средств расходовать на координацию деятельности региональных подразделений и шатб-квартиры, поддержку крупной ИТ-инфраструктуры, обработку растущих информационных потоков разных типов.

Деловая активность СЗФО определяется деятельностью добывающих и обрабатывающих производств. Северо-Запад является 6-м по величине центром нефтегазодобычи и 3-м по объему обрабатывающей промышленности. Округ традиционно силен в области машиностроения, в том числе оборонного. Предприятия экспортного машиностроения предполагают высокую степень включенности округа в мировой рынок, что требует приведения производства в соответствие с мировыми стандартами, что ведет к затратам на телеком через рост трафика в сетях передачи и обработки информации. В округе также развита черная металлургия и топливная промышленность, в меньшей степени цветная металлургия. При этом уровень развития черной металлургии СЗФО почти такой же как в УФО, а объемы производства цветной металлургии почти в 2 раза выше, чем в ПФО. Доля Петербурга в экономике СЗФО составляет порядка 35%. Кроме того, в СЗФО высоко развита сфера услуг - 46,8% от ВРП в СЗФО в целом и 59,1% в Петербурге.

Телекоммуникационная инфраструктура регионов

Показатели доходов от услуг связи лишь частично отражают уровень развития телекоммуникационной инфраструктуру российских регионов. Как обстоит дело в регионах с развитием конкретных телекоммуникационных систем? Один из главных показателей – уровень телефонизации городов. В целом практически во всех регионах проблемы стационарной телефонной связи решены. Показатели по Москве и Питеру мало отличаются от показателей по другим городам. Так, если в Москве на 1000 человек жителей приходится 352,6 стационарных телефона, а в Питере – 379,4, то и в других регионах цифры вполне сопоставимы. Самый низкий показатель в ЮФО – 221,9 стационарных телефонов на 1000 жителей. В целом по России – показатель составляет 276,2. Таким образом, практически в каждом российском городе, в среднем свободный доступ к стационарной телефонной связи имеет семья из 3-х человек.  

Ситуация с уровнем сотовой телефонизации населения без сомнения все рекорды.  В целом по России число абонентов мобильной связи превышает число граждан – на начало 2007 года доля сотовых абонентов от общего количества населения составила 108,6%. В столицах этот показатель значительно выше: в Москве 155,4%, в Петербурге – 142,1%. К регионам, в которых число абонентов сотовой связи превышает численность населения относятся также: ЦФО (126,1%), СЗФО (122,7%), ПФО (109,9%), УФО (108,5%). При этом в течение года ситуация продолжала стремительно развиваться. Согласно J'son&Partners, в I квартале 2008 года число абонентов сотовой связи составило 178 млн. чел. и, таким образом, уровень проникновения в целом по России достиг 128% (в Москве и Московской области - 177%).

Показатели развития телекоммуникационной инфраструктуры регионов

Источник: CNews Analytics, 2008

Практически стопроцентным является охват российского населения телевещанием. Трансляцией государственного телеканала РТР охвачено 95-100% населения, трансляцией частных каналов ОРТ и НТВ – от 75-100% населения в зависимости от региона.  Из трёх указанных каналов самый низкий охват имеет НТВ, например, в целом по РФ НТВ может принимать 86% населения (тогда как РТР – 96,8%, ОРТ – 96,5%). В УФО НТВ не может принимать 25% населения,  в ПФО, ДФО и СФО – порядка 14-15% населения. 

По уровню компьютеризации рабочих мест с возможностью выхода в итернет снова лидируют столицы. В Москве на 100 работников приходится 26 компьютеров с выходом в сеть, в Петербурге – 15. В целом по РФ компьютерами с возможностью выхода в интернет оснащено 9% рабочих мест, что является пока довольно низким показателем даже с учетом профессиональной структуры населения, в которой работники рабочих специальностей (не требующих непосредственной работы с ПК и интернет) составляет 58%. Аутсайдерами по данному показателю являются ПФО и ЮФО (ПК с доступом в интернет оснащено 6% рабочих мест), открывает тройку аутсайдеров УФО (компьютеризировано с доступом в сеть 7% рабочих мест). 

При этом УФО и ПФО являются лидерами по росту объема телекоммуникационных услуг (+36,7% и +29,4% соответственно). Рост объема телеком-услуг в Москве +22,1%, что примерно соответствует среднему по РФ  (+20,7%).

Виталий Солонин / CNews Analytics

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS