Обозрение подготовлено

версия для печати
Skype никого не боится

Skype никого не боится

В Skype считают, что у них нет ни одного конкурента. Компания позиционирует себя как разработчика ПО и принципиально не сравнивает свой сервис с традиционными телеком услугами. Тем не менее, сотовые операторы и интернет-мессенджеры, как в России, так и в мире, смотрят на него с опаской.

В начале февраля 2009 г. появилась уже четвертая версия этого VoIP-сервиса - вышел Skype 4.0 для Windows. А уже через два месяца в конце марта можно было скачать ее вариант для Apple iPhone. В конце мая разработчики представили бета-версию 4.1, в которой стало возможно передавать другим абонентам изображением своего экрана.

Чтобы все это появилось в видео-мессенджере, потребовалось почти через шесть лет с момента выхода его первой версии. За это время компания один раз была продана за сумму, превышающую ее годовой оборот ориентировочно в 30 раз (через два года после старта), и один раз ее видеомессенджер стал недоступен по всему миру (в августе 2007 г.)

Сейчас Skype принадлежит компании eBay, которая еще в середине апреля заявляла о том, что планирует выделить VoIP-сервис в отдельную компанию. Тогда же стало известно о том, что основатели Skype швед Никлас Зеннстром и датчанин Янус Фриис планируют выкупить свою разработку, для чего ведут переговоры с инвестиционными компаниями. Руководство eBay заявляло о том, что при определенных условиях будет готово расстаться с видеосервисом.

В объеме международных переговоров все большая доля принадлежит VoIP

"Источник: TeleGeography, 2009

По оценкам компании TeleGeography, в 2008 г. Skype стал крупнейшим оператором мировой голосовой международной связи. Общий годовой объем этого рынка составил 384 млрд минут, а доля Skype в этом трафике — 8%, или 33 млрд минут. С 2007 г. доля компании выросла на 41%, а общее количество пользователей превысило 300 млн абонентов.

Одновременно с ростом объема международных переговоров уменьшается их цена

Источник: TeleGeography, 2009

По данным той же TeleGeography общее время международных переговоров продолжает расти ежегодно в пределах 10-15% (причем все заметнее за счет VoIP), а стоимость подобных услуг снижается за такой же период на 5-10%.

Техническое решение

Выбранная разработчиками архитектура максимально децентрализована, общение происходит непосредственно между пользовательскими устройствами (peer to peer) без участия специально выделенных серверов. Единственное, что требуется, помимо самих устройств у абонентов в момент установки связи – это сервер авторизации, хранящий резервные копии контакт-листов пользователей, их учетные записи и сертифицирующий открытые ключи пользователей. Например, если разговор идет с двух устройств в одной локальной сети, то выход в интернет после начала разговора им уже не нужен.

Есть деталь, которая немного роднит Skype с коммутируемыми линиями – в выбранном разработчиками протоколе возможно соединение через компьютер-посредник. Если один из абонентов, которые пытаются связаться, находится за NAT (Network address translation, преобразование сетевых адресов) и не имеет внешнего IP-адреса, то разговор может состоятся через такого посредника, выходящего в интернет напрямую. Заметим, что и в этом случае роль «офисной АТС» достается не специальному телеком-оборудованию, а такому же абонентскому оконечному устройству.

Сейчас аудиоданные могут сжиматься несколькими разными кодеками, предназначенными для речевого диапазона частот. Среди них есть как узкополосный G.729, так и широкополосный вариант AMR. Все данные шифруются AES (Advanced encryption standart) с длиной ключа 156 бит, для передачи которого применяется 1024-битный ключ RSA.

Не до конца бесплатный

Этот VoIP-сервис классифицируется как проприетарное бесплатное ПО. Саму программу абоненты получают бесплатно, но коммуникационный протокол закрыт, несовместим с открытыми стандартами и легитимно обращаться к нему другие программы могут только через API (Application programming interface, интерфейс создания программ).

В 2006 г. на посвященной вопросам информационной безопасности конференции Black Hat было заявлено, что разработчики Skype часто используют в коде приемы, затрудняющие его обратную инженерию: противодействие отладчикам и обфускаторы кода. Так что на благотворительность авторы не настроены совершенно.

Между собой абоненты Skype общаются бесплатно, но платят за разговоры со стационарными и мобильными телефонами. Запущенный Skype-клиент даже без разговоров генерирует трафик, за который тоже нужно платить. Буквально пару месяцев назад Skype начал маркетинговую компанию в России: заключен договор с агентством, дается реклама, объявляются конкурсы.

Развитие в России

Директор по развитию Skype в Европе Энрико Нозеда (Enrico Noseda) затрудняется определить конкурентов Skype не только на российском рынке, но и на мировом уровне. Компания позиционирует себя как разработчик ПО и принципиально не сравнивает свой VoIP-сервис с операторами связи, говорит он CNews: «Если звонки на стационарные телефонные номера - это только одна из функций программы, то нет смысла сравнивать себя с поставщиками более привычных услуг связи». Когда сложно определить на каком рынке работает компания, то, значит, неопределенны и ее конкуренты. «Skype такой один, и мы никогда не сравнивали нашу долю на каком-либо рынке с другими компаниями, - говорит Нозеда. - Конечно, сравниваются цены, но не доля рынка».

В 4 квартале 2008 г по всему миру абоненты Skype разговаривали между собой 12 млрд мин, т.е. в среднем по 1 млрд мин в неделю. Еще порядка 3-х млрд минут длились звонки пользователей VoIP-сервиса на стационарные и мобильные телефоны. По данным TeleGeography, опубликованным в марте 2009 г., через Skype проходят 8% международных звонков в мире.

Россия для компании – это один из трех самых быстрорастущих европейских рынков, наряду с Великобританией и Германией. «Если стратегия развития Skype станет более децентрализованной и будет принято решение открыть офисы в ключевых зонах присутствия, то Россия будет среди них», - говорит Энрико Нозеда. Пока, однако, такой офис открывать не планируется. Это не уникальная ситуация, например, у компании также не существует французского или немецкого офиса.

Напомним, что около года назад Skype подписал договор о приеме платежей с «Яндекс.Деньги», а на днях CNews стало известно о соглашении с компанией ОСМП о начале продажи ваучеров Skype через терминалы Qiwi и E-port. В России, по словам Нозеда, подобные платежи off-line останутся приоритетным направлением развития способов оплаты. В течение нескольких ближайших месяцев планируется похожая договоренность еще с одной платежной системой, назвать которую Энрико Нозеда отказался. Но, по его словам, это не будет последним соглашением, поскольку руководство компании уверено, что в России опираться только на кредитные карты или банковские переводы нельзя.

Невозможность прямого зачисления на счет Skype (сейчас реализована только покупка ваучера) директор по развитию объясняет чисто техническими ограничениями: для этого нужна глубокая интеграция информационных систем, которая вряд ли будет сделана. Хотя, по его словам, никаких юридических препятствий для прямого пополнения баланса через терминалы оплаты в России нет даже при отсутствии у Skype здесь юридического лица. Регистрироваться в России нет необходимости ни для организации оплаты, ни для предоставления осуществления деятельности, считают в Skype.

Для работы в России, как говорит г-н Нозеда, достаточно договоренностей с «Яндекс.Деньги» и зарегистрированного в Люксембурге юридического лица. Тем не менее, компания сотрудничает с законодателями в разных странах, но в целом оно заключается в разъяснении разницы между телеком-компаниями и передачей голоса по VoIP.

Интересно, что во время кризиса Skype продолжает нанимать персонал. Сейчас на его сайте открыта 61 вакансия. Энрико Нозеда связывает уверенное положение компании с переходом бизнес-пользователей на Skype для сокращения затрат на связь. По данным Reuters, выручка Skype в 2008 г. выросла на 44% до $551 млн. По данным мирового опроса Skype, проведенного среди собственных абонентов, за первые месяцы 2009 г. доля бизнес-пользователей выросла с 40 до 45% (для 95% из которых главная причина его использования - экономия), а 55% составляют частные лица. Для России, по словам Носеды, эта пропорция сохраняется.

Отношения компании с производителями аппаратов и операторами мобильной связи становятся более напряженными. В версии Skype для iPhone нельзя звонить через сети третьего поколения. Такое условие всем разработчикам приложений для этого телефона поставила Apple. Также после выпуска ПО для этого аппарата некоторые операторы сотовой связи объявили о том, что будут блокировать в своих сетях работу Skype. Некоторые из них запретили только голосовой трафик, другие же не позволили даже обмениваться текстовыми сообщениями.

Сотовые операторы начинают задумываться

В России операторы до сих пор не вводили никаких ограничений для Skype. Энрико Нозеда связывает это с особенностями рынка: «в России операторы пока не занимаются непосредственно торговлей телефонами». Ирина Осадчая, пресс-секретарь МТС подтвердила CNews, что компания не блокирует Skype, и не планирует в ближайшее время вводить какие-то ограничения для него. «При работе через мобильную сеть доступность и качество голосового сервиса Skype ниже, чем при обычном звонке с мобильного, - считает Ксения Корнеева, пресс-секретарь компании «Вымпелком» (торговая марка «Билайн»). - Причиной этого являются предусмотренные сетями стандартов GSM/GPRS/EDGE и 3G/HSPA задержки для передаваемых IP-пакетов». В «Билайне» также не планируют введения блокировки, ограничения или контентной тарификации такого трафика, однако не исключают такой возможности в будущем. «С появлением 3G в условиях увеличения скоростей такого рода сервисы становятся конкурентными», - говорит Корнеева.

Расстановку сил на российском рынке текстового инстант-мессенджинга не проводилось, поэтому оценить долю Skype в этом сегменте тоже сложно. «Со своей стороны мы считаем, что он принадлежит двум крупнейшим игрокам - Mail.Ru Агенту и ICQ, на которые приходится около 90% всего рынка», - говорит Анна Артамонова, вице-президент Mail.Ru. Как средство обмена текстовыми сообщениями Skype, по ее словам, практически незаметен. Рынок программ для голосового общения оценить еще труднее, считает Артамонова, но думает, что объемы Skype и Mail.Ru Агента на этом рынке в России сопоставимы.

Денис Легезо

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS