Обзор "Рынок ИТ: Итоги 2005" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Kraftway

Михаил Краснов: Самым важным событием прошлого года можно считать рост капитализации российских ИТ-компаний

Михаил Краснов

На вопросы CNews отвечает Михаил Краснов, президент группы компаний Verysell.

CNews: Какие события на российском рынке ИТ по итогам 2005 года вы бы выделили в числе ключевых?

Михаил Краснов: Я думаю, что самым важным событием прошлого года можно считать рост капитализации российских ИТ-компаний, что было подтверждено целым рядом публичных и закрытых эмиссий. В частности, это сделка АФК «Системы», в составе которой, как известно, существует компания Квазар Микро, а также близкое к ИТ подразделение Ситроникс. Кроме того, можно вспомнить Rambler.

Частных сделок было немного — наверное, не менее пяти-шести. Наиболее заметной из них была продажа акций группы IBS, которая по размерам привлеченных денег и по освещению в прессе, наверное, была центральной сделкой такого рода.

По сравнению с 2004 г., это наиболее значимый тренд прошлого года. Конечно, он наметился не в прошлом году, а несколько раньше. Ему способствует современный инвестиционный климат в России — он стал более благоприятным: продолжающийся рост российской экономики на протяжении последних 5-6 лет на 5-6 % в год, возросшая политическая стабильность в стране.

CNews: Какие факторы стимулируют сегодня развитие отечественной ИТ-отрасли, на ваш взгляд?

Михаил Краснов: Как я уже отметил, главным фактором следует считать хорошее состояние российской экономики. Понятно, когда происходит экономический рост, увеличивается объем инвестиций, спрос на продукцию и услуги ИТ-отрасли растет опережающими темпами. Это связано с общей мировой тенденцией, особенно с модернизацией материально-технической базы, которая, в общем, повсеместно идет в России как основной элемент инвестиционного процесса.

Кроме того, конечно, важную роль оказывало и продолжает оказывать государство, причем в двух ипостасях. Во-первых, как регулятор. Например, в прошлом году государство заявило о создании системы технопарков и ОЭЗ, которые оформлены пока лишь законодательно. Говорить об их воздействии на рынок пока что преждевременно. С другой стороны, государство само становится ключевым потребителем ИТ-услуг. По ряду оценок, на госсектор сейчас приходится не менее 40 % потребления всей продукции и услуг ИТ-отрасли. Я думаю, что второго такого значимого сегмента нет.

CNews: Похоже, что консолидационные процессы остаются одной из доминирующих тенденций на российском рынке ИТ. Как бы вы оценили результаты наиболее крупных слияний и поглощений за последнее время? Как быстро удается получить синергетический эффект по результатам подобных сделок, из вашей практики?

Михаил Краснов:Консолидация, безусловно, идет, но с моей точки зрения сильных изменений пока не наблюдается. Как известно, консолидации были и в 2004 году, и ранее. Несмотря на то, что эта тенденция набирает силу, я думаю, по-настоящему она проявится в ближайшие два-три года. Во многом это будет связано с обратным эффектом роста капитализации, потому что по сути дела рост капитализации сам по себе оказывает мощное стимулирующее воздействие на процессы консолидации. Во-первых, консолидироваться становится еще выгоднее, во-вторых, для крупной консолидации нужно внешнее финансирование. Взаимодействие этих двух тенденций — роста капитализации, и, соответственно, расширения возможности привлечения капитала, а также большая экономическая заинтересованность в укрупнении бизнеса приведет, с моей точки зрения, к тому, что значительное укрупнение произойдет в таких секторах, как дистрибуция и системная интеграция. Я думаю, что сфера консалтинга вряд ли вступит в фазу активной консолидации, потому что природа консалтинга несколько иная, и, как правило, решающую роль там играет не капитал компании как таковой, а команда лидеров. Что касается дистрибуции и системной интеграции, то здесь, безусловно, масштаб бизнеса при должном уровне управления является исключительно важным фактором роста и конкурентоспособности. И бизнес вынужден будет идти по этому пути, даже если на это не будет большого желания владельцев и менеджеров. Просто как способ сохранить свои позиции на рынке.

CNews: Как происходит процесс интеграции поглощенной недавно «Стерлинг Групп» в общий бизнес Verysell?

Михаил Краснов: Процесс идет уже год, и в нем можно выделить несколько фаз. Если, скажем, в первые девять-десять месяцев мы действительно должны были бы говорить о процессе консолидации Sterling Group, то сейчас идет процесс поглощения Sterling Group и консолидации Sterling Group с другой консалтинговой компанией группы — Verysell-6. В конце прошлого года произошло объединение этих двух компаний, на базе которых сейчас формируется крупная консалтинговая структура, которая будет работать в тех же сегментах, где работали эти две компании. По мере понимания организации бизнеса Sterling Group мы пришли к выводу, что эти бизнесы очень похожи и решили, что будет целесообразно, не откладывая в долгий ящик, укрупнить консалтинговый блок. Сейчас в объединенной компании работает около 220 сотрудников. Это позволяет нам укреплять и менеджмент компании, и финансовую базу. В целом сейчас процесс идет достаточно уверенно, по крайней мере, стратегия определена. Я не могу сказать, что на все 100 %, но в достаточно большой степени понятна перспектива тех направлений деятельности, которые были получены в результате этого поглощения.

В начале процесс шел, прямо скажем, нелегко в силу целого ряда факторов. Правда, рассчитывать на то, что каждое слияние и поглощение будет проходить просто и безболезненно, достаточно наивно. Каждый второй или каждый третий проект должен быть сложным, а, может быть, даже и неудачным. Надеюсь, что те трудности, которые в основном позади, будут оправданы результатами, которые мы получим от этого бизнеса уже в 2006 году. План принят достаточно серьезный, интересный и меня он вдохновляет.

Что касается синергетического эффекта от этой сделки, то он уже есть, особенно если мы говорим о SAP’овской практике. Было решено сохранить торговую марку Sterling, которая пользуется заслуженно высокой репутацией, особенно в области внедрения SAP, а также в области промышленной автоматизации и систем управления нефтедобычи.

CNews: Насколько выросла за прошедший год консалтинговая составляющая бизнеса Verysell?

Михаил Краснов: Весьма значительно и в первую очередь благодаря покупке группы Sterling. Мне хотелось бы отметить, что у нас консалтинговые компании имеют некоторые ограничения: они не имеют права заниматься поставками оборудования. Если клиенту нужны поставки, безусловно, мы решим задачу, но этим занимаются другие компании. В основном, VerysellProjects, а Sterling может выполнять проекты по предоставлению соответствующих услуг. Размер этого бизнеса в прошлом году составил 14 млн., и для консалтингового сегмента это достаточно внушительные цифры и мы не будем останавливаться на достигнутом.

CNews: Какие из своих проектов в 2005 году вы бы выделили как наиболее масштабные и интересные?

Михаил Краснов: Я думаю, что главным образом эти проекты относятся к основной проектной компании — VerysellProjects. Как известно, компания занимает сильные позиции в телекоммуникационном сегменте, и в прошлом году было два крупных проекта непосредственно с ним связанные. Первый — с компаний «Дельта Телеком». Эта программа реализуется уже много лет и связана с построением сотовой связи. Другой проект был осуществлен для «Ростелекома»: внедрение системы мониторинга и общеканальной системы сигнализации.

Кроме телекома, безусловно, вторым по значимости сегментом для нас остается нефтегаз. Здесь у нас есть многолетний опыт работы с «Лукойлом» и в прошлом году, и сейчас мы занимаемся созданием единого вычислительного центра. Также среди значимых для нас клиентов остаются «ТатНефть» и «Газпром».

Помимо этого есть достаточно серьезный проект по внедрению системы управления имуществом (собственная перспективная разработка) в «Роснедвижимости», который реализует наше сравнительно новое дочернее предприятие — «Verysell Иконтри». Очень важно отметить, что это первый полномасштабный проект внедрения в серьезной федеральной структуре. Нас это радует и мы считаем, что это очень перспективное направление, особенно для России. Система создана не в конкуренцию известным ERP-решениям — она прекрасно интегрируется и работает с Oracle, идет работа по интеграции с SAP. Недавно мы договорились с Microsoft, и, по-моему, уже начали реализацию работы по интеграции с Axapta. Наша система, в отличие от тех возможностей по управлению имуществом, которые дают стандартные ERP-приложения, обладает исключительной гибкостью и разработана для организаций, которые не имеют устоявшейся управленческой структуры. Она рассчитана на быстрое внедрение и оперативное решение этой важной для такого рода организаций задачи.

CNews: Какие стратегические задачи выходят в ваши планы на ближайший год? Предпримите ли вы какие-либо новые поглощения в ближайшее время?

Михаил Краснов: Что касается новых поглощений, я уверен, что они будут. Не скрою, у нас есть достаточно длинный список компаний, которые нам интересны и которых интересуем мы. Со многими уже проведены детальные переговоры. С другой стороны, сейчас мы заинтересованы в максимально быстром, а, главное, результативном завершении процессов тех поглощений, о которых мы с вами говорили. Лишь после этого мы готовы приступить к новым проектам, иначе получается очень большая нагрузка на менеджмент. В принципе, у нас есть такое правило: больше двух поглощений в год мы не хотим реализовывать, и я практически не сомневаюсь, что до конца этого года мы реализуем очередные два поглощения из списка или же одно крупное. Это зависит от целого ряда факторов, в том числе и от возможности привлечения внешнего финансирования именно под программу слияния, чем мы, в общем, сейчас активно занимаемся.

CNews: Как бы вы могли охарактеризовать структуру российского ИТ сектора по итогам прошедшего года? И какие направления деятельности отечественных компаний росли наиболее динамично?

Михаил Краснов: Российский рынок динамично развивается, но его структура больше напоминает рынок Западной Европы, может быть, пятилетней давности, если не более. Дело в том, что на нем по-прежнему высока доля продаж оборудования: по разным оценкам, она составляет около 70 %. В то же время доля ПО уже достаточно сопоставима со средней по миру или по развитым странам. Однако в области ИТ-услуг мы сильно отстаем и от мира в целом, и от европейского рынка в частности. По некоторым данным, на российском рынке порядка 20 % сбыта приходится на ИТ-услуги, тогда как в среднем по миру это около 60 %, а в европейских странах данная цифра даже превышает эту отметку. Именно здесь наблюдается наибольший потенциал для роста. Тем не менее я не считаю, что российский рынок в ближайшие годы структурно сблизится с европейским, потому что все-таки Россия остается крупным импортером, особенно «железа». Если взять стандартные десктопы или ноутбуки, то российские сборщики здесь доминируют, но комплектующие практически полностью завозятся из-за рубежа. Ну, а говорить о другой номенклатуре не приходится. Конечно, доля ИТ-услуг выглядит скромнее, в том числе и в связи с разницей в оплате труда, уровень которой в Росси ощутимо ниже, чем в Европе. Что касается, скажем, инженерно-технических специалистов, то тут мы еще сильнее проигрываем европейским странам. Однако сейчас профессиональный труд все больше ценится, и я думаю, это один из факторов, который сможет привести к достаточно высокому росту сегмента. Тем не менее, наверное, доля hardware по-прежнему будет сохраняться сравнительно более высокой, чем в Европе, а доля услуг, соответственно, более низкой.

CNews: Отмечаете ли вы изменения в расстановке сил на отечественном рынке системной интеграции? Согласны ли вы с тем мнением, что иностранцам до сих пор не удавалось и вряд ли удастся в ближайшей перспективе заметно потеснить здесь российских игроков?

Михаил Краснов: Я бы не советовал так пренебрежительно относиться к конкурентам. Отмечу, что в области системной интеграции заметных преимуществ у иностранных компаний нет. Они, вне всяких сомнений, обладают огромным кадровым ресурсом, репутацией, накопленными знаниями, но с точки зрения умения работать в России и с точки зрения ценовой конкурентоспособности российские компании пока целиком и полностью превалируют. Задача перед ними стоит несколько иная: смогут ли российские интеграторы сохранить быстроту реакции, гибкость и невысокую стоимость, когда компании станут крупными, с большим количеством отделений по всей стране? Вызов у российских компаний есть: просто за счет того, что компания российская сохранить позиции вряд ли удастся. Нужно постоянно развиваться, совершенствовать управленческие механизмы, наращивать компетенции, и тогда шансы будут вполне хорошими.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS