Обзор подготовлен

версия для печати

Пищепром делает ставку на ИТ-варягов

Пищепром делает ставку на ИТ-варягов

Структура ИТ-затрат пищепрома в 2005-2007 гг. указывает на то, что отрасль в целом решила основные стоявшие перед ней проблемы информатизации и теперь обновление техники, ПО и других компонентов созданной ИТ-инфраструктуры проходят в текущем режиме. Соответственно, уменьшились доли затрат предприятий как на ИТ-услуги, так и на содержание штата внутренних ИТ-служб. Кроме того, предприятия отрасли предпочитают приглашать для решения возникающих проблем не ИТ-компанию, а ИТ-профессионала в частном порядке, что опять же сокращает затраты на ИТ.

Если рассматривать структуру затрат пищевых предприятий на ИТ в статическом срезе, то она будет напоминать среднюю по экономике. Около 49% средств расходуется на АО (в целом по экономке – чуть более 46%), около 13,5% - на развитие внутренних ИТ-служб (в экономике – 12,2%). Доля затрат на ИТ-обучение персонала в пищепроме на 30% ниже, чем в среднем по экономике. Однако анализ статичной структуры ИТ-расходов скрывает за внешней "усредненностью" ситуации в отрасли особенные или даже уникальные процессы, протекающие в сфере информатизации.

Прежде всего, обращают на себя внимание три тенденции, отличающие сектор пищевой промышленности от других отраслей. Первая – неустойчивость штата внутренних ИТ-служб пищевых предприятий. В 2002-2003 гг. их финансирование было минимальным – всего 3,4-5,6% от всех ИТ-затрат, но 2004 год внес совершенно особенный нюанс в эту картину - вливание в ИТ-службы почти 45% всех средств, направленных на ИТ. Причем это было связано не с сокращением абсолютных расходов по другим статьям, а именно с форсированной политикой по инвестированию в развитие ИТ-служб. Прирост расходов на эти цели составил в 2004 году +2632%!

Это вполне объяснимо. Действительно, дефицит квалифицированных ИТ-специалистов на российском рынке приводит к резкому росту стоимости услуг ИТ-компаний и заставляет ИТ-заказчиков искать способы снижения связанных с этим издержек. Один из них – заключение прямых контрактов не с ИТ-компаниями, а с профессионалами, которые, не являясь штатными сотрудниками банков, работают во внутренних ИТ-отделах на основе договоров. Стоимость найма такого специалиста напрямую (минуя ИТ-компанию) существенно ниже.

Структура ИТ-затрат пищепрома, 2007

Структура ИТ-затрат в пищевой промышленности, 2007 Структура ИТ-затрат в пищевой промышленности, 2007

Источник: CNews Analytics, 2007

Интересно другое: за год до этого ИТ-службы, напротив, были полностью обойдены вниманием (сокращение финансирования на 62% в 2003 году). В 2005 году расходы на ИТ-службы вновь были сокращены (-96%), а 2006 год вновь привел к росту расходов на них почти в 2 раза. Подобная "рваная" динамика показывает, что время от времени пищевые предприятия обращаются к услугам высококвалифицированных специалистов-контрактников, чтобы устранить назревший комплекс проблем, после чего следует уход нанятой "активной" части ИТ-отдела, и в нем остается только его постоянная часть, по большей части занимающаяся слежением за работой систем в текущем порядке.

Следует заметить, что спад и подъем расходов на внешние ИТ-услуги и внутренние ИТ-отделы сильно коррелированны. Так, в 2004 году одновременно с ростом финансировании внутренних ИТ-служб, увеличились и расходы на внешние ИТ-услуги (+33%), в 2005 году, вместе с падением затрат на ИТ-службы сократились и затраты на ИТ-услуги (-54,4%). 2006 год вновь принес двухкратный рост ИТ-расходов, и, опять же, одновременно с этим увеличились затраты на ИТ-услуги.

Динамика ИТ-затрат в пищевой промышленности
Динамика ИТ-затрат в пищевой промышленности

Источник: CNews Analytics, 2007

Более того, столь же коррелированно ведут себя и затраты на ИТ-обучение персонала. В 2004 году с ростом затрат на ИТ-услуги и ИТ-отделы одновременно увеличились и затраты на ИТ–обучение (+62%). В 2005 году вместе с падением затрат по указанным двум статьям затраты на ИТ-обучение также уменьшились (-59,4%). В 2006 году по аналогии с общими ИТ-затратами расходы на ИТ-обучение снова выросли (+28,4%).

Наконец, тот же вывод можно сделать в отношении затрат на АО и ПО, которые растут или сокращаются одновременно с расходами на ИТ-услуги, ИТ-отделы и ИТ-обучение. Так, по АО мы имеем следующую картину: 2004 год - рост на 157.4%, 2005 год – сокращение на 74%, 2006 год – рост на 8,5%. Показатели по ПО, соответственно, -29.5%, +1.2%, -26.7%. Таким образом, вторая тенденция инвестиций в ИТ в пищепроме - высокая положительная корреляция всех видов ИТ-затрат. Скорее всего, это указывает на две особенности политики информатизации пищевых компаний. Одновременный рост расходов на ИТ-услуги и финансирование внутренних ИТ-отделов, видимо, связан с политикой реорганизации внутренних ИТ-служб по рекомендациям компании-аутсорсера. Демонстрируя новые принципы организации ИТ-инфраструктуры, приглашенные ИТ-консультанты одновременно предлагают направления реорганизации внутренних ИТ-отделов и повышения их эффективности.

Одновременность роста двух других статей – ПО и АО - свидетельствует о том, что в пищевой промышленности внедряются готовые типовые ИТ-решения. Время на предварительные мероприятия по созданию специфической ИТ-концепции практически не тратится. Приход на предприятия консультанта означает практически сразу начатое типовое внедрение. Отсюда отсутствие временного лага между пиками затрат на ИТ-услуги, АО и ПО.

Наконец, третья тенденция - неопределенность структурно-технологических сдвигов в пищевой промышленности. Так, в 2002 году структура ИТ-затрат в отрасли имела огромный перекос в сторону АО (почти 87%), 2004 год характеризуется столь же труднообъяснимым отклонением уже в другую сторону (почти 45% средств направляются на развитие внутренних ИТ-служб, тогда как обычно это статья расходов составляет менее 10%), в 2006 году структура расходов становится похожей на среднюю по другим отраслям: доля АО - 47,5%, ПО и ИТ-услуг – около 39%, бюджет внутренних ИТ-служб – порядка 13,5%.

По всей видимости данная тенденция является отражением ситуационной специфики 2002-2004 гг., когда производители пищевой продукции решали основные крупные проблемы технологической модернизации основных фондов (2002-2003 гг.) и последующей автоматизации производств (2003-2004 гг.).

Владимир Карачаровский / CNews Analytics

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS