|
|
Мировой рынок мобильных телефонов возрождается
Пессимизм прошлого Мировой рынок мобильных телефонов переживает возрождение. Более того, после CeBIT 2004 все громче раздаются голоса не только о ренессансе, но и новом подъеме. Между тем, еще полтора года назад ситуация не внушала оптимизма. Крупнейшие компании вендоры в лучшем случае теряли прибыли (как в случае с Nokia); в худшем — несли рекордные убытки (для Motorola во Q2 2002 г. эта цифра составила $2,3 млрд.). Аналитики и сами производители пересматривали свои прогнозы относительно роста в отрасли на 2003 год. Так, Merrill Lynch снизила ожидаемые объемы продаж мобильников на 11% — до 410 млн. устройств, Nokia — на 4,7% до 400 млн. Экспертам казалось, что положение не спасет даже бурное развитие рынков стран Латинской Америки, Китая, Индии, России и других государств. Основными причинами такой неуверенности стали — общая экономическая нестабильность, острая конкуренция, уменьшение объемов закупок крупными операторами, постоянное снижение цен и насыщение рынка. В конце 2002 года аналитики говорили о двух основных тенденциях, наметившихся на фоне замедления развития этого сектора. Речь шла о возможном сокращении количества игроков и ориентации производителей на поставку крупным операторам недорогих, но функциональных телефонов (цветной экран, доступ в интернет, мультимедийные возможности и пр.). Например, Motorola за счет использования стандартных компонентов планировала продавать такие телефоны партнерам по цене ниже $100. И это притом, что сама эта компания обозначила на них рекомендуемую розничную цену в $125. Операторы, в свою очередь, предлагали еще большие скидки при покупке с длительными контрактами. Между тем, эксперты предсказывали, что в дальнейшем наметится разделение сотовых телефонов на два типа — мощные смартфоны-органайзеры, приближающиеся к КПК, и миниатюрные легковесные аппараты, рассчитанные только на голосовую связь и SMS. Год назад — весной 2003 года большинство аналитиков склонялось к мнению, что сокращение продаж мобильных телефонов в 2003 году затронет всех крупнейших западных производителей. И действительно, по итогам первого квартала 2003 года крупнейший в мире производитель сотовых телефонов — Nokia — объявил о снижении продаж компании на 3% и чистой прибыли — на 6%. Неудачи гиганта эксперты связывали с провалом западной мобильной экспансии в Китае, а в самой компании ссылались на негативные макроэкономические факторы. По оценкам, сделанным в начале 2003 года аналитиком Handelsbanken Петри Арьямом, продажи Nokia в 2003 году должны были упасть на 5-10%, Motorola — на 6-13%, Alcatel — на 25-30%. Ожидалось также, что продажи сократятся и у Siemens. При этом азиатским производителям мобильников, наоборот, предрекалась сытая жизнь, и они сами с этим соглашались. Так, Samsung объявил об увеличении продаж мобильных телефонов в 2003 году на 9%. По данным Commerzbank, телефоны Nokia стали терять долю на европейских рынках из-за внедрения новых моделей Sharp, Panasonic и Sony-Ericcsson. Сегодня можно говорить о том, что в 2003 году на рынке сотовых телефонов произошло явное изменение тренда. Многие уважаемые аналитические агентства во второй половине прошлого года заговорили о возможном росте продаж. Этому способствовали неплохие показатели второго квартала: объем оптовых продаж телефонов вырос на 11% до 111 млн. штук — на 16% больше по сравнению с аналогичным периодом 2002 года; объем розничных продаж увеличился на 6% до 108 млн. штук. Настроения стали меняться. Даже неудачный в отношении продаж 2002 год стал видеться под другим углом. Так, аналитики Gartner отмечали, что 2002 год ознаменовался очень заметным («феноменальным») ростом продаж в крупных европейских странах, таких как Германия, и в азиатско-тихоокеанском регионе. С учетом обозначившихся рыночных тенденций аналитики предрекали дальнейшее увеличение продаж аппаратов на 10-15 % в течение 2003 года. Похожие оценки давало и другое агентство — ARC Group. Прогнозировалось, что в 2003 году рынок мобильников, вырастет на 10,3% — до 444 млн. В то же время исследовательская компания Strategy Analytics поначалу оставила в силе ранее сделанный прогноз на год. Согласно ему ожидалось, что в 2003 году поставки мобильных телефонов вырастут лишь на 6% до 455 млн. штук. Однако Strategy Analytics все-таки сдалась под давлением происходящего увеличения продаж и повысила свой прогноз в октябре. По новым оценкам в мире в 2003 году должно быть продано 492 млн. мобильных телефонов. Такой оптимизм вполне объясним. В 3 квартале 2003 года в мире было продано 132 млн. мобильных телефонов, по сравнению с 109 млн. телефонов во 2 квартале. Получается, что рост объема продаж мобильных телефонов в мире по итогам 2003 г. должен был составить почти 15% по сравнению с 2002 г., когда было продано 429 млн. мобильных телефонов. Еще более оптимистичен был прогноз агентства Gartner, которое подвело итоги развития рынка мобильных телефонов в 3 квартале 2003 года. По данным Gartner, мировые поставки мобильников за отчетный период выросли на 22% по сравнению со 2 кварталом и достигли показателя в 132,8 млн. штук. По мнению аналитиков, за весь 2003 год число проданных мобильных телефонов превысит 500 млн. В 2003 году, по предварительным оценкам исследовательской компании IDC, сделанным по итогам 3 квартала 2003 года, будет продано более 460 млн. мобильников, а в 2004 году этот показатель вырастет более чем на 8%. Прогнозы продаж мобильных телефонов на 2003 год
Источник: CNews Analytics, 2004 г. Таким образом, стало очевидно, что аналитики скорректировали свои пессимистичные прогнозы относительно продаж мобильных телефонов, сделанные ранее. И, как оказалось, не зря — в целом по итогам 2003 года продажи в мире выросли на 16% (с 406 млн.) и составили, по оценке специалистов Nokia, около 471 млн. штук. Исследовательская группа Gartner Dataquest демонстрирует больший оптимизм в своих оценках. Мировые продажи сотовых телефонов в 2003 году превысили 510 млн. аппаратов. При этом в 2004 году эта цифра может достичь 560 млн. Но оценка IDC еще выше — в 2003 году объем поставок мобильников во всем мире вырос на 23,3% по сравнению с 2002 годом — с 432,7 млн. до 533,4 млн. трубок. При этом, согласно данным Strategy Analytics, — в прошлом году мировые продажи мобильников достигли 516 млн. трубок.Оценки продаж мобильных телефонов в 2003 году
Источник: CNews Analytics, 2004 г. Напомним также, что за 2002 год, по данным Gartner, было продано 423 млн. телефонов для мобильной связи, что почти на 6% больше, нежели 400 млн. аппаратов, проданных в 2001 году. Причем эти цифры на несколько миллионов больше, чем прогнозировавшиеся экспертами рынка цифры (4 квартал 2002 года внес заметные коррективы в общую динамику продаж). Продажи мобильных телефонов в мире, 2001-2004 гг. Источник: по данным Gartner Dataquest, 2004 г. Любопытно, что мировые продажи мобильных телефонов могут в 2004 году превысить сделанные ранее прогнозы после подведения итогов 2003 года, когда количество проданных аппаратов также превзошло ожидания экспертов. Продажи сотовых телефонов, рынок которых является крупнейшим среди рынков электроники и оценивается в $100 млрд. в год, достигли, по последним данным за 2003 г., — 520 млн. Аналитики Gartner ожидают, что в 2004 году будет продано 580 млн. телефонов. «Количество людей, решивших сменить свои аппараты, резко выросло. Спрос на развивающихся рынках также превысил все ожидания», — заявил аналитик Gartner Бен Вуд. По его словам, некоторые гиганты сектора, такие, как Sony-Ericsson и Motorola, недооценившие потребности клиентов, не смогли в полной мере обеспечить рынок товарами (в первую очередь — это рождественские и новогодние продажи накануне 2004 г.). Виталий Солонин / CNews Analytics Олег Семечкин: Российские потребители в выборе телефона руководствуются личными предпочтениями в дизайне
CNews.ru: На ваш взгляд, какие основные группы пользователей мобильных телефонов можно выделить сейчас на российском рынке? Насколько эта сегментация клиентской базы будет коррелировать с ситуацией на западном рынке? Олег Семечкин: На сегодняшний момент стоит выделить три основные группы пользователей сотовых телефонов. Первая группа — это пользователи начального уровня, «entry level», которые впервые приобретают мобильные телефоны, в основном, не для постоянного общения, а для связи в «экстренных» случаях, как правило, с родными и близкими. Эти пользователи покупают самые дешевые трубки из нижнего ценового сегмента, класса «low end». Ко второй группе относятся любители новинок сотовых телефонов, которых можно назвать «технократами». Они ждут появления в аппарате |