Обзор подготовлен

версия для печати
Ритейл доверит печать документов провайдерам

Ритейл доверит печать документов провайдерам

Российский рынок комплексного управления печатью находится в стадии становления. Хотя существует множество локальных игроков, будущее за крупными поставщиками, у которых есть готовые комплексные отраслевые решения "под ключ". Ритейлеры более других заинтересованы в таких услугах, так как высокая конкуренция в рознице требует сокращения издержек.

Управление офисной печатью, именуемое в англоязычной литературе Managed Print Services (MPS), подразумевает централизованные контроль и обслуживание парка оборудования печати и копирования силами внешней компании. Предприятию выгоднее отдать работу аутсорсеру, чтобы сосредоточиться на основном бизнесе. Как правило, в пакет услуг MPS-провайдера входит оценка затрат, модернизация техники, ее мониторинг и обслуживание, а в некоторых случаях ряд других, сопутствующих сервисов. По разным оценкам, перевод печати на аутсорсинг позволяет сэкономить на расходах от 15% до 40%.

По подсчетам Gartner, в 2010 г. мировой рынок MPS вырос на 16% до $6,7 млрд. Безусловным лидером с долей 33% оказалась компания Xerox. В дальнейшем рост MPS замедлится, прогнозируемый среднегодовое увеличение выручки в 2011-2015 гг. составит 8% , таким образом, в 2015 г. объем глобального рынка превысит $10 млрд. Эксперты констатируют, что на рынке доминируют производители копировальной техники (второй по величине игрок с долей 16% - HP), но в гонку постепенно втягиваются и системные интеграторы, который добавляют услуги MPS в "нагрузку" к другим предложениям.

В 2010 г. на Восточную Европу пришлось 2% рынка MPS

Источник: Gartner, 2011

Чаще всего отдают печать на аутсорсинг в Северной Америке, на которую приходится 53% совокупной выручки. Далее с 28% следует Западная Европа. Российский рынок пока пребывает в зачаточном состоянии, хотя услуги MPS появились у нас довольно давно. По оценке Xerox,  в 2011 г. на комплексное управление печатью было потрачено $30-32 млн. Следует отметить, что в учет брался только "чистый" MPS без массовой транзакционной печати счетов, банковских выписок и других документов, для которых необходимо специализированное оборудование. В будущем стоит ожидать роста: "По нашим расчетам к 2015-2016 годам объем продаваемых услуг MPS составит не менее 10% от объема продаж оборудования", - говорит старший аналитик IDC Исмаил Белов. Объем отечественного рынка устройств печати в 2011 г. эксперты компании оценили в 941 млн руб.

Кто "управляет" печатью в России ?

Существует три типа поставщиков MPS. В первую очередь, это вендоры копировально-принтерного оборудования, решившие выйти на рынок продажи услуг и открывшие соответствующие подразделения. На данный момент это наиболее распространенный вариант. "Два игрока из этой группы – Xerox и HP – суммарно владеют более чем половиной рынка. Позиции двух лидеров очень близки, они буквально "дышат друг другу в затылок", - говорит Белов.

Во-вторых, аутсорсингом печати занимаются партнеры компаний-вендоров (дилеры, дистрибуторы, системные интеграторы), решившие выйти на этот рынок  самостоятельно. Наконец,  есть независимые операторы, не являющиеся ни поставщиками оборудования, ни их партнерами, которые специализируются на управлении процессами и накопили немалый опыт в этой сфере деятельности. "Они продают услугу, оборудование для них вторично", - объясняет аналитик.

Крупнейшин мировые поставщики MPS 2010

Источник: Gartner, 2011

Рынок аутсорсинга печати в России чрезвычайно динамичен, буквально каждый день появляются новые, как правило, небольшие операторы. Есть локальные поставщики, которые работают на одного или несколько заказчиков в рамках своего региона. Другой вариант – выделение бывших отделов обслуживания копировальной техники крупных предприятий в самостоятельные коммерческие фирмы, формально выведенные за штат предприятия. И наконец, существует такая категория, как дискаунтеры, или "черные операторы", которые пользуются несовершенством правовой системы для того, чтобы предлагать услуги MPS на свой страх и риск по демпинговым ценам. 

Стоит заметить, что российский рынок аутсорсинга печати пока лишен присутствия крупных международных игроков - независимых операторов: "Всё может измениться, если к нам придут западные или даже восточные независимые аутсорсинговые операторы, часть из которых уже давно нюхает воздух и проводит пилотные проекты с целью оценки перспективности рынка и окупаемости своего участия. Их приход кардинально перераспределит доли рынка", - резюмирует Исмаил Белов.

Как выбрать провайдера?

Для завоевания рынка лучшие позиции у больших поставщиков национального масштаба, располагающих значительными ресурсами. "Первые MPS контракты подписывались в Москве и распространялись на головные офисы клиентов, - рассказывает Валерий Кузьмич, руководитель отдела маркетинга и стратегических программ департамента аутсорсинга документоемких процессов Xerox Россия. - На следующем этапе, после нескольких лет совместной работы с поставщиком услуг, клиенты с географически распределенной операционной структурой инициировали включение региональных офисов. Сейчас все чаще вновь подписываемые контракты предусматривают разворачивание услуги в полном объеме по всей географии присутствия клиента".

Второй фактор, влияющий на выбор MPS- провайдера, это наличие дополнительных предложений. "Все без исключения фирмы, начавшие с предоставления услуг по управлению сервисом печати, рано или поздно обязательно приходят и к элементам комплексного управления документооборотом - MDS. По всей видимости, это естественный путь, одобренный рынком", - говорит Исмаил Белов. Что касается других дополнительных услуг, то они пока являются не самоцелью, а лишь стимулом, позволяющим начислить претенденту дополнительные баллы при выборе поставщика. У некоторых компаний есть развитый портфель предложений дополнительных услуг: например, услуги выездного принт-шопа или подготовки форм у Xerox, но пока это запасные игроки в портфелях предложений этих компаний, полагает аналитик.

В третьих, заказчики предпочитают готовые отраслевые решения от единого сервис-провайдера.  "Например, в ритейле оснащать и обслуживать магазины «под ключ» удобнее, дешевле и более оптимально с точки зрения оргвопросов и качества обслуживания, - констатирует вице-президент по работе с ключевыми клиентами "ЦРТ Сервис" Юрий Малкин. - Все больше таких сервисных проектов "под ключ" включают в себя сервис печати. Это говорит о стремлении компаний к профессиональному аутсорсингу в области обслуживания всего технического парка. Контракты укрупняются. Заказчики хотят сосредоточивать максимальное количество сервисов в руках одного поставщика услуг".

Кроме того, значение имеют и другие факторы: наличие позитивной истории оказания услуг управления печати в схожих предметных областях, наличие демозала и сертификатов, опыт поддержки оборудования других производителей и наличие соответствующих специалистов, а также готовность взять на обслуживание уже имеющееся оборудование заказчика в качестве части MPS-парка.

Почему ритейл?

Интерес к аутсорсингу начинают проявлять не только крупные компании, но и средний бизнес, в том числе и в регионах, говорит Валерий Кузьмич. Тем не менее, российские компании по-прежнему делают ставку на сотрудничество с крупными предприятиями, добавляет Исмаил Белов. Как правило, это банки, игроки телекоммуникационного рынка и сферы ЖКХ, крупные промышленные компании, транспортные организации, торговые сети.  В таких предприятиях объем печати крайне велик, причем зачастую требование выводить на печать бумажный документ на каждую транзакцию закреплено законом. Учитывая разветвленный объем филиалов, получается достаточно мощное производство внутри основного бизнеса.

Следует отметить, что существуют компании, которые "заточены" на поставку MPS-решений в определенную отрасль. "Именно ритейл, пожалуй, единственная крупная отрасль в России, конкуренция в которой не изуродована ни госкомпаниями, ни государством в роли крупнейшего заказчика. Поэтому именно ритейлеры чаще всего борются за покупателей и прибыль в честной конкурентной борьбе, и розница больше всех остальных заинтересована в реальном повышении эффективности", - объясняет интерес своей компании к торговому сектору директор по развитию ServiceDirect Михаил Хургес.

С ним согласен Валерий Кузьмич: "Вообще говоря, в ритейле нет никаких особенных требований к печатной инфраструктуре, которые могли бы объяснить востребованность MPS. Просто, аутсорсинг (и не только печати) приживается в первую очередь в наиболее прозрачных отраслях экономики, где высока рыночная конкуренция, где игрокам нужно иметь высокую подвижность, чтобы быстро реагировать на меняющиеся условия и конъюнктуру. Поэтому им нужно избавляться от балласта в виде всякой непрофильной деятельности, чтобы максимально сфокусироваться на основном бизнесе".

Другого мнения придерживается Юрий Малкин: "Ритейл ничем не отличается от других видов бизнеса с точки зрения интереса к услугам сервиса печати. Аутсорсинг востребован везде, где есть большое количество печатающей техники, где она постоянно работает и требует сервисного обслуживания и ремонта. Например, в банках, с моей точки зрения, потребность в сервисе печати гораздо выше, по сравнению с ритейлом".

Павел Лебедев/CNews Analytics

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS