Comptek

Siemens



 
Совместный проект При поддержке
CNews.ru RBC Мир связи. Connect! МТУ-Информ

Российский рынок проводной связи: взгляд изнутри

Субъективизм – обычное дело при отыскании объективных причин.
Лешек Кумор

 
Содержание:

Общемировые тенденции
Общероссийские глобальные тенденции
Национальные особенности
Бизнес поверх бизнеса
Неастрологические прогнозы








Пролог

Зачем составляются аналитические обзоры и прогнозы? Есть подозрение, что они помогают предвидеть будущее, в котором на самом деле нас интересует соотношение рисков по тому или иному поводу. И есть не меньшее подозрение, что заложенные в них погрешности или неправильно сделанные из них выводы могут многократно увеличить эти риски. Понимая, что идеального анализа и предвидения нам не получить никогда, желательно периодически встряхивать себя мнением какого-нибудь профессионала по оценке рисков. На сию роль предлагается Питер Бернстайн, чья любопытная книга «Против богов: укрощение риска» (М.: «Олимп-Бизнес», 2000, 357с). поможет нам отрезвляющими цитатами. Итак, неплохо знать, что…

«Нет ничего более успокоительного и притягательного, чем экран компьютера с импозантной упорядоченностью чисел, яркостью красок и элегантностью диаграмм. Происходящее на экране захватывает нас и заставляет забыть, что компьютер только отвечает на вопросы, но не ставит их. Когда мы забываем об этом, компьютер углубляет наши ошибки. Те, кто живет только числами, могут обнаружить, что компьютер просто заменил оракулов, к которым в древние времена обращались за советом, когда нужно было сделать выбор в условиях риска.»

Вероятно, сейчас нет недостатка в аналитических материалах, характеризующих с различных точек зрения российский рынок связи и строящих на его счет некоторые прогнозы. Очевидно также, что любые исследования подобного типа, во-первых, обладают известной долей погрешности, во-вторых, если даже удается получить у операторов достаточно точные показатели, это «вскрывает» далеко не все «подводные» процессы, протекающие в соответствующей рыночной нише. Поэтому в поисках скомпрессированной сути происходящего попытаемся просто скомпилировать и «отжать» имеющуюся информацию.

Сконцентрируемся на одном из наиболее развитых сегментов всемирного рынка связи вообще и одном из «краеугольных камней» российского рынка в частности – рынке проводной связи. К ней, вероятно, следует сегодня причислить не только все, относящееся к предоставлению услуг традиционной проводной телефонии, но и аналогичные услуги, предоставляемые посредством так называемых «альтернативных» технологий. Прежде всего, поверх сетей передачи данных (ПД). Впрочем, сегодня о проводной связи с точки зрения чисто голосовой связи тоже говорить не совсем корректно. Ведь больше половины трафика, генерируемого человечеством, уже занимает трафик ПД и, в частности трафик Интернета. Но, как заметил (вероятно, по поводу множества приложений Интернета) Козьма Прутков, нельзя объять необъятное, поэтому кабельную связь, относящуюся к сетям КТВ, из-за незначительного развития в РФ затрагивать практически не будем. Пусть живет.

Вероятно, наибольшей точностью отличаются сегодня исследования в части сотовой связи, особенно благодаря тому, что крупнейшие российские операторы присутствуют на фондовой бирже Нью-Йорка, где все данные тщательно собираются и анализируются. Однако не будем забывать, что во многом успехи сотовых операторов обусловлены достижениями операторов проводной связи. И без последней сегодня – никуда.

Общемировые тенденции

Задумывая наброски о своем, неплохо делать это на чьем-то фоне. Фон, впрочем, долго подбирать не надо, – это общемировые тенденции, главная из которых – переосмысление стратегии развития инфокоммуникаций, развивающихся поверх проводной, кабельной и беспроводной инфраструктуры связи. Вызвано это, как всегда, «шишками», набитыми во время недавней первой волны информатизации, когда за ИТ-технологии хватались все подряд (и операторы и неоператоры) и когда капитализация (по большей части виртуальная) ИТ-компаний с активом в несколько компьютеров и несколько пакетов ПО превышала капитализацию каких-нибудь транснациональных монстров. Конечно, все это «спекулятивное хозяйство» рухнуло, и инвестиционный спад (сокращение инвестиций в сфере телекоммуникаций в наихудших случаях достигало 40%) поразил практически все высокотехнологичные отрасли, а потом сказался на самых высокодоходных секторах телекоммуникационного рынка (в частности, на рынке сотовой связи, где в ряде наиболее развитых стран наблюдается определенная стагнация). Огромную роль в этом сыграли неправильные прогнозы, на которых, в свою очередь, отразились неправильные методики оценки реальных потребностей клиентской базы (обильный Интернет, к примеру, оказался явно преждевременным). Самое время дать слово Питеру Бернстайну:

«Наши знания о ходе дел в обществе и природе тонут в тумане неопределенности. Вера в определенность – будь то вера в историческую неизбежность, в прочность системы международных договоров или в экстремальные приемы экономической политики – бывала причиной многих бед. При выработке политических решений, оказывающих широкое влияние на жизнь отдельных людей или общества в целом, необходима особая осторожность, потому что нам не дано предугадать последствия».

Однако все указанные выше неприятности информатизацию это не остановили.

Посему в телекоммуникационном секторе были сделаны выводы о том, что, во-первых, «с наскока» информатизацию не внедрить (особенно в широких кругах населения), во-вторых, проникновение ИТ, идущее «поверх» сетевого строительства, требует-таки немалых реальных (а не виртуальных) инвестиций и, в третьих, успешный бизнес на мультисервисных телекоммуникационных сетях невозможен без появления крупных рыночных игроков, возникающих либо в результате слияния соответствующих специализированных компаний, либо образования между ними стратегических альянсов. Необходимость последнего была спровоцирована тем, что современный уровень информатизации потребовал от компаний-операторов и сервис-провайдеров оперативных и действенных мер по внедрению ИТ-приложений, в которых они не были специалистами (таковых, вероятно, немного даже среди тех, кто себя считает специалистом). К примеру, исторически электронной торговлей в Интернет первыми занялись компьютерщики, а не профессиональные продавцы, не говоря уже о телефонных операторах, привыкших за 120 лет практически к одной единственной услуге связи, в которой контент поставляет (и потребляет) сам абонент. А это удобно и спокойно.

Впрочем, общемировые тенденции развития телекоммуникаций не так сильно выпячивают именно рынок проводной связи, ибо в наиболее развитых странах соответствующая инфраструктура создана уже давно. Там больше озабочены, как «снять» с нее новые слои доходов за счет внедрения новых услуг и ИТ-приложений. Россия же находится на более раннем этапе развития телекоммуникаций, хотя высокотехнологичные услуги там тоже существуют.

Общероссийские глобальные тенденции

Согласно Концепции развития рынка телекоммуникаций, принятой Правительством РФ, для достижения соответствия российской отрасли инфокоммуникационных технологий мировых стандартов объем иностранных инвестиций в нее должен составить в 2010 году $33 млрд. (или свыше 3 млрд. ежегодно). Предполагается, что половину из этой суммы инвестируют иностранцы. Как недавно отметил в одном из своих выступлений Министр связи РФ Л.Д.Рейман, в 2001 году объем иностранных инвестиций составил лишь $2,2 млрд., однако, благодаря росту этого показателя приблизительно на 50% в год, сохраняется оптимизм по поводу того, что необходимые объемы скоро могут быть достигнуты.

Однако по другим источникам тут есть и проблемы. По данным Коминфо Консалтинг, отечественная связь пока не дождалась обещанного «инвестиционного бума», хотя кое-какие условия для этого вроде бы имеются. Считается, что объем иностранных инвестиций в отрасль наоборот сократился чуть ли не на те же 50%. Хотя доходы отрасли практически достигли докризисного (памятного 1998 года) уровня и превышают темпы роста ВВП в 1,6 раза. Поэтому традиционные (проводные) операторы возлагают надежды на размещение АДР на Нью-Йоркской бирже, поскольку, с другой стороны, за последние четыре года общий объем инвестиций в развитие местных телефонных сетей связи в РФ сократился более чем втрое.

А тем временем государство не спешит передавать свои активы в частные руки. В результате сегодня портфельные инвесторы считают привлекательными только акции ведущих российских сотовых компаний – МТС и «Вымпелком». Традиционные телефонные операторы и альтернативные компании фиксированной связи так и не попытались выйти на финансовые рынки.

Вот уже два года пытается пройти через ГосДуму новая редакция Закона «О связи», где должны быть определены условия доступа компаний-операторов к существующим сетям связи и урегулирован принципиальный для инвесторов вопрос об участии иностранцев в уставном капитале российских компаний связи. Не секрет, что компании, входящие в телекоммуникационный холдинг «Связьинвест», для инвесторов пока малопривлекательны. На улучшение ее имиджа направлена осуществляемая реорганизация холдинга в 7 объединенных мощных телефонных компаний. Технический ресурс каждой из них будет составлять 3-5 млн линий. Эксперты «Связьинвеста» надеются, что по завершении реформирования стоимость компаний возрастет в 3-5 раз.

Самой главной проблемой для «дочек» «Связьинвеста» остается жесткое регулирование тарифов Министерством по антимонопольной политике (МАП). Другая проблема – полная подконтрольность операторов связи государству в лице «Связьинвеста», из-за чего частные акционеры не могут принимать полноправного участия в управлении компаниями. Сроки приватизации самого «Связьинвеста» (продажа второго пакета акций холдинга объемом 25% минус две акции) не определены. Тому есть несколько причин. Во-первых, на мировом технологическом рынке сейчас не самая благоприятная ситуация для этого – рынок, как известно, «просел». Во-вторых, непросто идет укрупнение входящих в компаний, потому что, с одной стороны, на это должно решиться государство, выдающее соответствующее разрешение (руками МАПа), с другой – сами региональные компании лишаются возможности полноправного управления своим хозяйством.

А тут еще МАП решил ввести новые правила объединения подобных компаний. Теперь это можно делать лишь после того, как из их состава будут выведены подразделения, предоставляющие нерегулируемые государством услуги (сотовая связь, доступ в Интернет и т. п.). Причем МАП располагает информацией, подтверждающей, что осуществление таких мер обеспечит равные условия конкуренции на рынках нерегулируемых услуг. Но логично предположить, что именно на доход отних, в условиях, когда тарифы проводной телефонии регулирует государство, и рассчитывали операторы, входящие в «Связьинвест». Поэтому для телефонистов такая постановка вопроса оказалась несколько неожиданной. Тут хочется дать слово Питеру Бернстайну:

«В одних условиях перед лицом выбора мы демонстрируем неприятие риска, в других – превращаемся в искателей приключений. Мы с трудом понимаем, сколько информации нам нужно и когда она становится лишней. Мы уделяем повышенное внимание маловероятным событиям, связанными с драматическими последствиями, и обращаем мало внимания на более вероятные рутинные события.»

В самом деле, если у оператора отнять доходные услуги, то он просто-напросто разорится. А может, просто дать ему по рукам?

Что касается так называемых альтернативных телефонных операторов (тех, что не в «Связьинвесте»), то для них МАП тоже готовил сюрприз в виде включения их в список компаний-монополистов, на том основании, что они-де являются монополистами на тех объектах, что имеют неосторожность обслуживать. Так в России чуть было не появилось несколько тысяч новых монополистов, что, вероятно, сразу же было замечено портфельными инвесторами (но, слава Богу, этого пока не произошло). Кто же захочет рисковать своими деньгами на таком рынке? Следуя той же логике, можно и каждого инвестора объявить монополистом над его портфелем с деньгами. Но, как представляется, ожидаемые Минсвязи $33 млрд. так не соберешь.

Мы же рискнем предположить, что сужение рыночного пространства от размеров региона или города до размеров дома (или даже квартиры, а быть может, и коммунальной кухни) несет в себе весьма большую неопределенность. Во всяком случае, это не позволяет оперировать макроэкономическими (для масштабов дома) показателями, заложенными в Закон «О естественных монополиях», что чревато серьезными неприятностями, потому что такой опыт со временем может быть распространен на что угодно. К примеру, разве не является в таком-то смысле монополистом владелец дома? А автолюбитель? А обладатель костюма? А положивший за щеку что-нибудь без сахара? Впрочем, даже тут ничего нового нет. К примеру, еще в 1917 г. Саратовский Губернский СНК разродился декретом «Об отмене частного владения женщинами», содержащим перечень действенных мер по борьбе с монополизмом законных мужей (за открытый рынок ратовали что ли?).

Упомянутая выше реорганизация «Связьинвеста» не единственный пример заметного процесса консолидации российских операторов связи. Скорее, она нетипична и специфична для России, ибо полностью инициирована сверху. В целом же по стране уже не первый год наблюдается консолидация, осуществляемая разными способами, вокруг крупных, успешных и признанных игроков, а ее причинами являются не только ограничение финансовых возможностей операторов после 1998 года, но и настоятельная необходимость вертикальной интеграции, наращивания клиентской базы, охвата новых территорий, экономии затрат на эксплуатацию и поддержку клиентов, а также расширение доступа к источникам финансирования.

Национальные особенности

Как известно, Россия все еще отстает от развитых стран по уровню телефонизации населения: 20% против 50% и выше (и даже свыше 100%, если учитывать сотовые телефоны). Интернетизация находится на еще более низком уровне и составляет порядка 3-5% (наиболее активных и регулярно работающих пользователей). Кстати, приблизительно на таком же уровне находится пока и мобильная связь. К тому же этим успехам страна обязана крупнейшим городам и, прежде всего, Москве.

В упомянутой Концепции отмечается, что внедрение новых технологий тормозится невысоким уровнем телефонизации страны, а 54 тыс. населенных пунктов вообще не телефонизированы (кстати, порядка 40 тыс. населенных пунктов не имеют электроснабжения). Ускоренная телефонизация становится государственным приоритетом, а средства должна обеспечить в том числе тарифная реформа, когда оплата услуг местной телефонии должна покрывать хотя бы их себестоимость. Свою роль должна была сыграть повременная оплата этих услуг, но, похоже, ее массовый ввод захлебнулся.

Казалось бы, на фоне общемирового «проседания» телекоммуникационного рынка Россия должна испытывать еще большие проблемы. А вот этого как раз и не наблюдается.

Общие доходы отрасли связи в РФ ежегодно увеличиваются на 20-25%. И самое занятное, что это никак не коррелируется с наблюдаемыми на Западе негативными процессами. А дело, похоже, вот в чем.

В то время, как «у них» достигшая совершенства инфраструктура связи сумела подключить к себе всех и вся и потребовала перехода на качественно новый уровень сервиса путем переноса центра тяжести с технических услуг (проще говоря, определенный канал связи к определенной сети) на различные дополнительные услуги, главную роль в которых играет содержательная часть (в том числе ИТ-приложения), более всего развившаяся в сфере развлечений (игры и пр.). Вот с последними там и вышел прокол еще год назад: население не захотело в массовом порядке потреблять все, что ему было предложено. Больнее всего это ударило по сотовой связи. Диверсификация услуг забуксовала, и компании-операторы виноваты были в этом лишь косвенно. Скорее всего, слишком уж много возомнили о себе поставщики контента (по части «инженерии человеческих душа»), с которыми пришлось работать сетевым компаниям, да обилие Интернет-порталов вызвало снижение интереса к ним точно так же, как это произошло в свое время с супермногопрограммным ТВ-вещанием или обилием печатной прессы. Налицо серьезный просчет в работе с клиентами. Самое время дать подходящую цитату о сложности работы с потенциальной клиентской базой:

«Рекламный сюжет может подтолкнуть к ненужной покупке, хотя другая формулировка может заставить человека отказаться от нее. Опросы людей часто дают противоположные результаты, если одни и те же вопросы ставятся в разных формулировках.»

Зато сегодня на Западе стал активно раскручиваться маховик привлечения клиентской базы к «широкополосному доступу», который выводит Интернет и все остальное в общий пакет и на совершенно другой технический, качественный и потребительский уровень. Поэтому в части проводной связи начал внедряться скоростной доступ по технологии DSL, в результате чего к началу 2002 года в Европе и США было где-то по 4 млн. таких пользователей (чего, конечно, в масштабах целых стран пока маловато). Широкополсоный доступ не только дает дорогу видео и мультимедиа, но, в частности, позволяет получить дополнительные «альтернативные» телефоны от другого оператора. По прогнозам IDC в США доля подключенных к Интернету домашних офисов превышает 92%, но высокая стоимость сдерживает их массовый переход на широкополосный доступ. Несмотря на высокие темпы роста, широкополосный доступ не станет доминирующим в течение ближайших 3-4 лет.

Обращаясь к родным просторам, нетрудно заметить, что наш этап развития соответствует предыдущему «рывку» телекоммуникационного рынка в западных странах. То есть появились новые сети, основанные на внедрении новых технологий, и операторы сумели поставить на поток в своей зоне обслуживания предоставление традиционных услуг связи, в первую очередь, обычной (проводной) телефонии. И заодно мобильной, разумеется. Почему вновь следует выделить проводную связь?

В первую очередь потому, что традиционно именно на основе ее развития у нас судят о развитии телекоммуникаций в том или ином регионе. Кроме того, несмотря на бодрые заявления многих операторов (особенно небольших, но весьма амбициозных) о готовности предоставлять широкий набор современных услуг, отечественный потребитель (вне зависимости от достатка и близости к достижениям хайтека), прежде всего, вожделеет заполучить обычный телефонный аппарат. И лишь потом, в зависимости от его наклонностей или доходов, у него «просыпается» интерес к другим услугам (в большинстве случаев к доступу в Интернет через ТфОП – dial-up). Посему наиболее продаваемыми в России остаются услуги телефонии, а наиболее уверенно чувствуют себя операторы, занимающиеся активным освоением телефонной номерной емкости.

Меж тем в стране в условиях дефицита даже в услугах телефонии началось активное развитие рынка вширь: западным насыщением здесь и не пахнет. С учетом этих обстоятельств можно предположить, что отечественная связь в ближайшие годы будет продолжать развиваться быстрыми темпами. И в этом коренное отличие российских компаний от операторов, действующих на более развитых рынках. Ведь отечественным операторам еще есть куда расти по продвижению самых обычных услуг связи. К тому же и относительный уровень конкуренции в России ниже, чем в Европе и США. Однако, с другой стороны, это не способствует развитию самого рынка связи.

Во все той же Концепции поставлена цель создания телекоммуникационного рынка, при котором все компании-операторы находились бы в равных условиях. На это направлена объявленная постепенная демонополизация рынка, при которой признается необходимость выхода на рынок негосударственных игроков (например, вместе с реанимируемой сетью «Искра») или отраслевых структур типа РАО ЕЭС, МПС или Газпрома. Однако понятно, что в сложившихся условиях финансирования российских операторов связи демонополизация Ростелекома не может быть осуществлена мгновенно, да и стратегия осуществления этого процесса пока отсутствует. Потенциальных же конкурентов попросту не подпускают к наиболее лакомым услугам международной телефонии и т.п. Так потенциальных инвесторов, с одной стороны, завлекают, а, с другой, отпугивают.

В общем, на фоне наблюдаемой на мировом телекоммуникационном рынке рецессии и жесточайшего спада Россия подчас выглядит чуть ли не инвестиционным раем. Внутренний телекоммуникационный рынок не только растет, но при этом на нем еще много незанятых «ниш». В своих позитивных оценках будущего российских телекоммуникаций эксперты единодушны на столько же, на сколько пессимистичны в оценках мирового телекоммуникационного рынка. По мнению специалистов The Boston Consulting Group, приводимых Коминфо Консалтинг, в ближайшие три года объем российского рынка будет увеличиваться примерно на 15% ежегодно, что выше предполагаемых темпов роста ВВП. В 2000 году он составлял примерно 4,6 млрд долл (1,8% ВВП – 250 млрд), а в 2001 году, по самым консервативным оценкам, его доля поднялась до 1,9% (5,4 и 290 млрд долл соответственно). Согласно тем же прогнозам, в 2004 году рынок связи в нашей стране вырастет до 8 млрд долл, что соответствует 2,05% ВВП (390 млрд долл). В качестве ключевых факторов роста называются общее улучшение экономической ситуации, укрепление рубля, проникновение мобильной связи в регионы и осуществление-таки реструктуризации тарифов местной связи. Так что интерес к данному сегменту рынка со стороны потенциальных инвесторов весьма высок, хотя они пока не спешат. Но этот интерес подогревается не столько количественными, сколько качественными оценками динамики рынка. Конечно, раз инвесторы рискуют, они должны быть готовы к проигрышам. С другими настроениями лучше заняться чем-нибудь еще.

Тем не менее, количественные показатели выглядят достаточно скромно. По оценке специалистов Инвестиционной банковской группы «НИКОЙЛ», суммарная капитализация российских телекоммуникационных компаний сегодня не превышает 4% капитализации всего внутреннего бизнеса. В денежном выражении она составляет 9,5 млрд долл, но почти 40% суммы приходится не на проводных операторов, а на МТС (!). Доля акций российских операторов связи в общем объеме торгов фондовых бирж несколько выше – от 6 до 8%. Подавляющее же количество акций составляют ценные бумаги «Ростелекома».

Бизнес поверх бизнеса

В условиях повышения традиционными операторами тарифов на услуги телефонной связи «альтернативщикам» предоставляется возможность привлекать клиентов за счет новых маркетинговых ходов, расширения спектра дополнительных услуг. Впрочем, последними заинтересовались и традиционные операторы. В частности, «Ростелеком» начал внедрение услуг интеллектуальной сети (IN). Как мы уже отмечали, одной из важных проблем на этом пути является отнюдь не техника, а привлечение потенциальных клиентов. Как, например, свидетельствует успешный опыт в этой части компании «МТУ-Информ», одной из первых внедривших IN в наиболее развитом с точки зрения бизнеса Московском регионе, говорит о том, что на разъяснения (правильную подачу) клиентам преимуществ новых услуг ушел не один год. И лишь прошлым летом большинство рекламных щитов в городе запестрело наконец московскими телефонами услуги типа «единый номер» (торговая марка «Logic Line»), начинающимися на «105», а число корпоративных пользователей IN от «МТУ-Информ» уверенно приближается к тысяче. Мораль такова: для быстрого возврата инвестиций в дополнительные услуги необходимы таки еще кое-какие усилия и, разумеется, и еще кое-какие инвестиции.

Статистика говорит о том, что структура услуг, предоставляемых по проводам, постепенно меняется. Высокотехнологичные услуги начинают занимать все большую часть в доходах компаний, хотя, конечно, пока не могут достойно соперничать с телефонией. Абсолютные цифры пока ни о чем не говорят, но налицо тенденция роста. К примеру, услуги, связанные с Интернетом, в общих доходах отрасли занимают уже свыше 10%.

Среди дополнительных телефонных услуг со значительным отрывом лидируют предоплаченные услуги, предоставляемые по сервисным телефонным картам (СТК). Высокая популярность услуги СТК (внедрение началось не более 3 лет назад) объясняется тем, что область их использования не ограничивается междугородной и международной связью (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга). В ряде городов (Пензе, Ульяновске, Тюмени, Калуге, Сургуте, Улан-Удэ, Астрахани и др.) СТК применяются при модернизации таксофонных сетей, которые наконец начинают приносить доход, а не проблемы, связанные с вандалами, и пр.

Активно развиваются различные наложенные сети. Нельзя не упомянуть IP-телефонию, которая не только позволяет «обходить» «Ростелеком», но и делает это дешевле. Обладателями лицензий на эту услугу являются свыше 1000 российских компаний. В последнее время, когда оборудование для IP-телефонии стало ориентироваться на совместимыеIP- решения, они получили дополнительный импульс развития. А вот оценки емкости рынка услуг IP-телефонистов значительно расходятся. По сведениям дистрибьютора оборудования для IP-услуг, компании CompTek, только московские телефонисты передают по Интернет-каналам ежемесячно до 30 млн. минут голосового трафика. Оценки самих участников рынка скромнее – 15-20 млн. минут.

Как сообщается на http://www.rgc.ru, хотя полномасштабное исследование российского рынка продуктов и услуг в области IP-телефонии отсутствует, и этот сегмент остается весьма непрозрачным, практически все участники рынка признают тот факт, что объемы передаваемого по IP-сетям голосового трафика растут. По оценке Петера Новака из компании Telia International Carrier, сегодня порядка 20% исходящего международного трафика российских пользователей передается с помощью технологии VoIP (по неофициальной информации – от 60 до 90%). При этом львиную долю этого трафика «осваивают» именно альтернативные операторы. Вероятно, эта картина должна постепенно пробудить и традиционных телефонных операторов.

Как полагают некоторые эксперты, доля VoIP-трафика, которая проходит не через операторов, открыто предлагающих услуги IP-телефонии на рынке, а через корпоративные или ведомственные сети, составляет не менее 50%. Долю же IP-телефонии от всего международного и междугородного трафика в России опрошенные нами участники рынка оценили величиной от десятых долей процента до 5%. При этом основной доход операторов VoIP обеспечивают поступления от продажи базовой услуги – передачи голосового трафика; остальные разновидности услуг, о которых обычно много говорится, на самом деле играют весьма несущественную роль и практически не используются по причине малого спроса (кроме, разве что, передачи факсимильных сообщений).

Реально выигрышная ситуация – когда территориально распределенное предприятие создает собственную IP-телефонную систему или наращивает IP-телефонией уже имеющуюся цифровую АТС. Первый случай более радикальный и подразумевает, может, и постепенный, но полный уход от традиционной телефонии. Аргументом второго варианта зачастую служит то, что руководство компании-клиента прониклось современными идеями и решило не тратиться на новые телефонные линии, а применить перспективные технологии на базе только что модернизированной сети передачи данных. Только при такой постановке задачи есть возможность легко увязать и голос, и электронную/голосовую почту, и данные производственных приложений, и пр.

Другая особенность рынка VoIP состоит в том, что он сосредоточен преимущественно в крупных городах. Известно, что подавляющее большинство региональных операторов вынуждены подключать свои узлы IP-телефонии к сетям ограниченного числа московских провайдеров, имеющим выход в глобальные сети. Как показывает статистика, доля международных вызовов в российской провинции очень невелика, и основной трафик приходится на Москву и ближайшие области. Однако организация связи с соседним регионом через московский узел приводит к существенному росту себестоимости вызова, в результате чего междугородные тарифы провайдеров IP-телефонии становятся более высокими, чем у традиционных телефонных операторов. При этом далеко не каждый из региональных операторов способен арендовать множество каналов связи для выхода во все крупные российские города и зарубежные страны.

Однако ничто традиционное не чуждо и сектору IP-телефонии. Здесь также наблюдаются слияния и укрупнения. Услуги дальней связи на базе VoIP столь весомо присутствуют на рынке, что государство, по-видимому, решило установить над IP-телефонией более жесткий контроль. Об этом свидетельствует выступление на VI конференции по IP-телефонии заместителя руководителя Департамента электросвязи Минсвязи РФ Александра Микова, который обозначил в качестве задач своего ведомства отслеживание происходящих изменений и поиск приемлемых форм регулирования данного рынка в целях обеспечения его динамичного развития. Вероятно, в будущем IP-телефония может поменять свой юридический статус, и станет не телематической услугой, а базовой, со всеми вытекающими отсюда последствиями,в частности, сокращением числа игроков на рынке VoIP (несекрет, что далеко не все из существующих «альтернативных» операторов смогут отвечать новым требованиям).

Другое последствие госрегулирования касается тарифов на базовые услуги связи. Если тарифы на IP-телефонию будут приближены к установленным расценкам на дальнюю связь, то это сведет преимущества VoIP практически на нет. Еще более мрачная для альтернативных операторов картина получится, если учесть вынужденное предоставление услуг льготным категориям пользователей (например, бюджетным организациям и т. п.) (как у «истинных» телефонистов). Поэтому большинство игроков на рынке заинтересованы в сохранении нынешнего статуса IP-телефонии как разновидности телематических служб. Но, по-видимому, перевод IP-телефонии в категорию базовых услуг рано или поздно все-таки произойдет. В своей книге Питер Бернстайн подметил, что «…тонкая грань отделяет абсолютную гарантию безопасности от удушения развития новаций…».

Масла в огонь подливают и те поставщики услуг IP-телефонии, которые используют публичный Интернет для связи между телефонными шлюзами, что, естественно, не гарантирует качественного соединения. Замена же каналов публичного Интернета на выделенные линии приводит к удорожанию себестоимости звонка. Таким образом, при отсутствии четких стандартов качества потребители могут быть легко введены в заблуждение. Что, заметим, тоже имеет место.

Интересно, что если монополист «Ростелеком» изначально рассматривал IP-телефонию как помеху свой деятельности, то сегодня он уже собирается развивать собственную инфраструктуру VoIP, которая свяжет между собой сети региональных операторов – как традиционных, так и альтернативных. Новый проект сможет составить серьезную конкуренцию бизнесу тех операторов IP-телефонии (прежде всего, региональных), которые используют каналы «Ростелекома».

Инвесторов же от массового паломничества на бурнорастущий рынок IP-телефонии ныне сдерживают следующие причины.

Во-первых, за почти пять лет своего существования (а первые нелегальные IP-звонки состоялись еще в 1997 году) предложение услуг IP-телефонии, похоже, впервые стало поспевать за спросом. Чтобы стимулировать расширение рынка, необходимы новые маркетинговые инвестиции. Из-за этого сам бизнес и «входной билет» резко подорожают, так что 100 тыс. долл. на раскрутку нового IP-оператора может и не хватить.

Во-вторых, за время существования IP-услуг в России на рынке успело поработать изрядное количество недобросовестных операторов (в том числе с «ужасным» качеством связи), которые не смогли рассчитаться по долгам перед магистральными провайдерами и собственными клиентами. Как следствие, сами провайдеры стали более осторожными, и теперь не каждый из них готов делиться трафиком с новыми компаниями, пусть даже те и предлагают завышенную плату.

В-третьих, место IP-технологии в общей системе телекоммуникаций, а также принципы взаимодействия сетей операторов IP и общего пользования законодательно не определены. И это порой приводит к тому, что магистральные провайдеры просто отключают от своих сетей «пожирателей трафика» (IP-операторов).

И, наконец, несмотря на заявления о поддержке IP-телефонии, Минсвязи пока охраняет бизнес традиционных операторов, обещая господдержку тем IP-компаниям, которые будут создавать собственную инфраструктуру для пропуска IP-трафика, используя по минимуму ТфОП. Впрочем, при дефиците пропускной способности ТфОП другого и ожидать трудно.

Тем не менее, такой расклад не мешает таким крупным операторам, как «МТУ-Информ», «Совинтел», «Комстар», «Голден Телеком», «Комбеллга» и массе других поменьше. Теперь телефонные компании первыми приходят с собственными IP-услугами в районы новостроек, где еще нет телефонных линий, но, к примеру, имеется доступ в Интернет.

Кстати, а выгодно ли внедрение систем IP-телефонии в долгосрочной перспективе для корпоративных клиентов? В общем оптимистичном хоре по этому поводу сегодня стали чаще появляться скептические ноты. Причем, как правило, американского происхождения. В них отмечается, что времена, когда вопросы внедрения той или иной «модной» технологии в жизнь без тщательного анализа ее экономического эффекта прошли, и компании больше не заинтересованы во внедрении ИТ-продуктов ради самой технологии. Из-за относительно высокой стоимости внедрения лишь немногие компании смогут пожинать плоды IP-телефонии в ближайшей перспективе. Стоимость инсталляции сетей VoIP может значительно различаться в зависимости от масштабов и требуемой сетевой инфраструктуры. Даже цена одного IP-телефонного аппарата может достигать $220. Поэтому на презентациях многие поставщики VoIP прекратили рекламировать экономический эффект, получаемый за счет снижения издержек при «Ростелекома».управлении и обслуживании систем IP-телефонии. Теперь они делают акцент на расширенных возможностях телефонии при использовании VoIP.

Мы почти не затронули рынок услуг широкополосного доступа через абонентскую инфраструктуру ТфОП посредством семейства технологий DSL. Сети доступа на базе ADSL строятся в нескольких городах России, но пока лишь некоторые из них достигли сколько-нибудь серьезного масштаба. Сегодня на слуху два проекта – московский «Точка RU» от «МТУ-Интел» и санкт-петербургский, которым занимается Web plus. Количество подключений в Москве и Питере растет приблизительно равными темпами. В Москве около 15% подключений – индивидуальные, остальные- корпоративные или коллективные в жилых домах. Кстати, во время недавней выставки Связь-Экспокомм-2002 компания «МТУ-Интел» объявила о широком предложении своих услуг физическим лицам. Если говорить о количестве людей, пользующихся подобным широкополосным доступом, то Москва имеет солидное преимущество: до 30 – 40 тыс. пользователей. Разброс связан с тем, что во многих корпоративных сетях используются как внешние, так и внутренние IP-адреса.

Помимо двух столиц ADSL-сети строятсятакже в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и Новосибирске. В этих городах оборудование размещено примерно на двух десятках АТС, и, конечно, сети по масштабу уступают Москве, где сетью передачи данных, собирающей трафик с линий ADSL, очень скоро будут охвачены все АТС (более 500). В общем, новому виду доступа есть где развернуться. Тем более что с потенциальными конкурентами в виде интерактивных сетей КТВ (как, например, в США) в России сегодня негусто. И вряд ли быстро найдутся значительные инвестиции для их массового строительства.

Кстати, дополнительные доходы иногда можно получать при весьма курьезных обстоятельствах. Например, прибыльным бизнесом становится коллекционирование телефонных пластиковых карт. Как сообщалось в прессе, компания «Комстар» даже организовала сетевой клуб ценителей собственных карточек с он-лайновой галереей раритетов и Интернет-магазином.

Неастрологические прогнозы

Прошлое редко предупреждает нас о будущих потрясениях. Да и сходство с истиной – еще не истина. Поэтому ко всем прогнозам нужно относиться с изрядной долей скептицизма и осторожности. Как заметил Питер Бернстайн: «Наша вера в возможность управлять риском побуждает нас идти на такой риск, на какой мы бы без этого никогда не пошли». Поэтому приведем лишь некоторые предсказания, уже находящиеся, если так можно сказать, «в процессе реализации».

Во-первых, поскольку российский рынок дополнительных услуг еще достаточно слабо развит, даже московским «альтернативным» телефонным компаниям дополнительные услуги вряд ли смогут компенсировать падение доходов от услуг междугородной и международной телефонии. Они, скорее, будут служить средством повышения конкурентоспособности основных услуг и расширения клиентской базы, чем серьезным источником дополнительной прибыли. Вероятно, такая ситуация сохранится, по крайней мере, в ближайшие год-два. Тем не менее, например, ОАО МГТС планирует увеличить номерную емкость в текущем году на 94 тыс. номеров, ввести на всех телефонных узлах новые интеллектуальные информационные структуры – call-центры и приступить к проекту развития своей широкополосной транспортной сети.

Следовательно, можно с уверенностью прогнозировать, что для крупных «альтернативных» телефонных компаний традиционная телефония еще несколько лет будет составлять основу доходной базы, но вот эффективность этого бизнеса будет постепенно снижаться. Не нужно быть пророком, чтобы предвидеть насыщение в любом активно развивающемся процессе. И выиграет тот, кто заранее подготовится к подобному развитию ситуации.

Маркетинговые исследования показывают, что провинция приносит все большую долю доходов. Если раньше в структуре доходов от услуг связи на Москву приходилось 90%, то сегодня уже 70%, а в 2002 г. – 60%.

В практике передовых операторских компаний все большее место будет занимать формирование пакетов услуг, ориентированных на различные специализированные группы потребителей. В них, в разных соотношениях, могут входить услуги традиционной телефонии (местной, междугородной, международной), доступ в Интернет, услуги VPN, IN и др.. Такое пакетирование услуг облегчает коммерческие процессы в компаниях и позволяет более эффективно строить стратегию сетевого развития. Удачный с этой точки зрения пример сервисного пакета «Logic Line» от «МТУ-Информ» мы уже приводили. Под каждый пакет услуг легко могут быть определены технические решения на сетях доступа, обеспечивающие доведение необходимых услуг до пользователей. Информация о состоянии клиентской базы и предлагаемых разным категориям пользователей пакетах услуг позволяет также определить требования к базовой сети операторской компании (пропускная способность транспортной сети, производительность устройств коммутации и т. п.).

В состав пакетов услуг, которые можно считать наиболее массовыми на обозримую перспективу, на макроуровне можно включить следующие:

  • для крупного/среднего бизнеса – качественная цифровая телефония; IP-телефония; доступ в Интернет с достаточно высокими скоростями (256 кбит/с и выше); виртуальная корпоративная сеть с интеграцией голоса и данных; видеоконференции; услуги центра обработки вызовов; отдельные услуги IN; в отдельных случаях видео-услуги (распространение рекламных видео-клипов и т. п.);
  • для мелкого бизнеса – качественная цифровая телефония; IP-телефония (более массово, чем для крупного бизнеса); доступ в Интернет со скоростями до 128 кбит/с и в отдельных случаях более высокими; виртуальная корпоративная сеть с интеграцией голоса и данных (в отдельных случаях); услуги центра обработки вызовов; услуги интеллектуальных сетей; услуги типа голосовая/факс/универсальная почта; в отдельных случаях видео-услуги (распространение рекламных видео-роликов и т. п.);
  • для домашнего/квартирного сектора (в части пользователей с повышенными потребностями в телекоммуникационных услугах) – качественная цифровая телефония; IP-телефония; доступ в Интернет со скоростями от 64 или 128Кбит/с и в отдельных случаях выше – до 2Мбит/с; отдельные услуги IN; услуги типа голосовая/факс/универсальная почта; в отдельных случаях видео-услуги (видео по требованию – VOD и т. п.).

Появятся мощные альтернативные сети, о которых мы говорили в начале. К примеру, обновленная сеть «Искра», с которой работает компания «АСВТ», может превратиться в сильного конкурента, ибо она параллельна сети общего пользования и не перегружена. Потому может привлечь наиболее обеспеченных абонентов. И пример этот не единичен. По-видимому, недалек тот день, когда валовый объем услуг IP-телефонии сравняется с традиционной. Есть прогнозы, что это произойдет уже через два года. Причем локомотивом IP-услуг станет именно корпоративный спрос.

По мнению некоторых специалистов, с приходом «Ростелекома» на рынок IP-телефонии произойдут перераспределение долей игроков, консолидация и укрупнение операторов, исчезновение мелких игроков рынка и падение цен. Возможно также, что некоторые ныне здравствующие провайдеры исчезнут или существенно сократят свое присутствие, в первую очередь, те, у кого «Ростелеком» имеет возможность просто «забрать свой кабель».

Аудитория пользователей Интернета будет продолжать увеличиваться. Возрастание спроса на интернет-услуги обусловлено тем, что Сеть в России превращается из сугубо развлекательной в информационную среду. И это правильно.

Базовые услуги на доступ в Интернет не претерпят значительных изменений; скорее, качество услуг станет отличительной характеристикой – решая задачу сохранения и развития абонентской базы, операторы будут вынуждены инвестировать в транспортную инфраструктуру, в хорошую службу поддержки, новые технологии и прочее (т.е. back office), сохраняя цены на доступ в Интернет на сегодняшнем уровне.

К тому же в связи с разработанной Федеральной целевой программой «Электронная Россия» предполагается рост числа пользователей Интернета в регионах. При этом вторичные и третичные сервис-провайдеры услуг будут испытывать все большее давление со стороны первичных сервис-провайдеров, готовых напрямую работать с большим количеством конечных пользователей и малых офисов. Скорее всего, все небольшие игроки будут поглощены крупнейшими сервис-провайдерами, в которых постепенно превращаются не только «альтернативные», но и традиционные телефонные операторы (на Западе их обычно называют TELCO). Впрочем, аналогичный процесс давным-давно произошел во многих развитых странах. А «щупальца» крупнейших сервис-провайдеров сравнительно быстро охватятвсю страну. К примеру, «МТУ-Интел», уже сейчас предлагает свои услуги доступа в Санкт-Петербурге (вместе с местным местной компанией «Метроком»), и его дальнейшие планы практически полностью совпадают со сказанным выше.

Основным видом доступа будет оставаться проводной (телефонная линия, витая пара). В крупных городах, прежде всего в Москве и Санкт-Петербурге, получит развитие радиодоступ.

По данным MIS-Inform, в настоящее время можно выделить ряд тенденций, способствующих развитию Интернета и сопутствующих технологий:

  • в последнее время отмечается позитивная динамика развития сетевой и информационной инфраструктуры, на рынок выходят новые магистральные операторы; начался процесс укрупнения сервис-провайдеров и создания региональных Интернет-операторов с широким спектром услуг (например, «Глобал Один», «МТУ-Интел»);
  • Интернет получил государственную поддержку, принимаются и реализуются правительственные и региональные программы, направленные на повышение уровня интернетизации регионов;
  • рост экономического развития приводит к активизации бизнес-процессов, повышению покупательной способности населения и, соответственно, к повышению спроса на Интернет-услуги.

Таким образом, в ближайшее время можно ожидать оживления на рынке доступа в Интернет. При этом рост сетей широкополосного доступа будет более чем умеренным. Основным потребителям высокоскоростного Интернета останутся корпоративные клиенты среднего и крупного бизнеса. Приоритетным направлением в расширении клиентской базы выделенных каналов и xDSL доступа останутся учебные и домовые сети.

Основная конкурентная борьба между операторами (и традиционными, и альтернативными), как нетрудно догадаться, развернется за наиболее «лакомые» объекты, где «обитает» платежеспособный клиент.

В общем, вроде бы все очевидно. Остается лишь дать очередное предостережение от Питера Бернстайна:

«Человечеству приходится иметь дело с тем, что выходит за рамки законов природы – с самим собой. По мере развития цивилизации мы все меньше зависим от капризов природы, но все больше – от решений людей. Больше всего в этом нашем мире тревожит не то, что он неразумен, и даже не то, что он разумен. Чаще всего нас тревожит то, что он почти разумен, но не совсем. Жизнь не алогична; однако сама она является ловушкой для логичного человека. Она выглядит намного более логичной и правильной, чем есть на самом деле; ее правильность очевидна, а ее неправильность скрыта; ее хаотичность подстерегает нас.»

На этой ноте и попрощаемся.

Александр Голышко
Главный эксперт компании МТУ-Информ

Вернуться на главную страницу обзора