Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Кристалл Сервис

Алексей Куроедов: Рынок автоматизации складов готов «взорваться»

Алексей Куроедов

О потребностях современных российских ритейлеров в плане функциональности автоматизированных систем, о специфике создания ИТ-решений для торговых компаний различной направленности в интервью CNews рассказал Алексей Куроедов, генеральный директор компании «Сервис Плюс».

CNews: Насколько, на ваш взгляд, вырос за последний год спрос на решения в области автоматизации со стороны отечественных торговых компаний? Какие факторы влияют на изменение темпов роста этого рынка?

Алексей Куроедов: По нашим оценкам, рынок автоматизации торговых компаний ежегодно растет на 35-40 %. Заметна востребованность программных продуктов, использующих промышленные СУБД (например, Oracle) и умеющих «переваривать» большие объемы информации. Потребность в таких продуктах обусловлена стремительным ростом количества магазинов в российских сетях. Например, среди наших клиентов есть несколько сетей, в которых число торговых точек перевалило за сотню.

Занимаясь развитием магазинов, заказчики все большее внимание уделяют сервисам, необходимым для сопровождения решений в течение их жизненного цикла. Это связано, в первую очередь, с экономическими факторами. При большом количестве торговых точек в сети крайне дорого строить качественные службы сопровождения на базе собственных ИТ-отделов. Гораздо выгоднее покупать подобные услуги у разработчиков программных решений.

Другим серьезным фактором роста рынка услуг вслед за рынком ИТ-лицензий является качественное улучшение и расширение пакета услуг и сервисов, предлагаемых сегодня системными интеграторами. Ведущие российские ИТ-компании осознают, что каким бы полным ни был набор функциональности ПО, его ценность невелика без всевозможных сервисов по обучению, внедрению, сопровождению. По нашей оценке, ведущие российские разработчики сегодня обладают подразделениями сопровождения и бизнес-анализа, уровень которых не ниже европейского.

Еще одним фактором, влияющим на рост рынка, является заметная экспансия отечественных программных решений за рубеж. К примеру, у нашей компании есть ряд проектов в СНГ (в Белоруссии, Украине, Армении, Казахстане, Молдове, Азербайджане). Велика вероятность того, что скоро можно будет начинать работать и с заказчиками из дальнего зарубежья, причем ценовой фактор в этом вопросе вряд ли будет определяющим.

CNews: Как по мере развития рынка информационных систем для торгового сектора меняются подходы заказчиков к процессу автоматизации своей деятельности? Какие цели сегодня являются для ритейлеров ключевыми при реализации подобных проектов?

Алексей Куроедов: Вряд ли, отвечая на этот вопрос, я скажу что-то новое. Как и раньше, заказчик ожидает от автоматизации помощи в сборе и обработке данных о движении финансов и товаров, в представлении информации, надеется на повышение оперативности своей деятельности.

Заметно, что заказчики стали подходить к процессу автоматизации как к типовому проекту. Это правильный подход. Прописываются основные цели, формулируются потребности (сначала для себя, потом для интегратора), расставляются приоритеты. На все это накладывается система ограничений (например, допустимый бюджет, наличие или отсутствие собственных ресурсов ИТ-отдела и т.д.). И выбирается наиболее приемлемый вариант.

Автоматизация для ритейлера, конечно, не является целью. Она лишь инструмент, который, однако, становится сегодня привычным и почти обязательным для современного предприятия.

CNews: Насколько велика сегодня потребность отечественной торговли в аналитических возможностях систем автоматизации?

Алексей Куроедов: Рост потребности ритейлеров в бизнес-аналитике четко обозначился в последние два года. Наша компания развивает собственные аналитические кубы и работает над «облегчением» интерфейсов сторонних программных продуктов.

Мы видели в этом году очень сильные математические модели, которые применяются на рынке страхования и могут быть адаптированы для торговли. Приятно осознавать, что с математикой и математиками в России всегда было все в порядке.

Встречались также курьезные случаи сложных и внешне очень красивых разработок, по выходным данных которых совершенно не было понятно, какие именно управленческие решения должен принимать заказчик. Так сказать, аналитика ради аналитики.

CNews: Какая доля ваших заказчиков из числа торговых компаний сегодня использует решения по автоматизации складского хозяйства? Можно ли говорить о том, что такие системы постепенно становятся стандартной составляющей для автоматизации бизнеса торговых компаний?

Алексей Куроедов: Пока про WMS как про стандартную составляющую автоматизации я бы говорить не стал, но думаю, что через 2-3 года использовать такие системы будут очень многие ритейлеры. И темпы роста рынка автоматизации складов будут существенно выше, чем торговли в целом.

Сейчас в данном сегменте наблюдается кадровый голод: специалистов по логистике в стране почти нет. И масса кулибиных «клепает на коленке» жутко умные системы, состоящие из нагромождения отчетных форм. Не обращая при этом внимания на тот факт, что передовые западные разработчики ушли далеко вперед и давно борются за умение своих систем «превращать» персонал, работающий на складе, в «живых роботов», повышая, таким образом, производительность работы «складской» команды.

В этом году мы открыли подразделение, занимающееся автоматизацией складов, локализовали и начали продавать самую популярную в Европе WMS-систему швейцарской компании Swisslog. Должен отметить, что темпы роста этого подразделения в разы превосходят наши первоначальные ожидания.

Пока только самые передовые заказчики решаются на автоматизацию складов, но видно, что рынок буквально готов «взорваться». Аббревиатура WMS уже стала очень модной, российские заказчики готовы платить деньги за такие системы, число проектов растет. Пока проекты по автоматизации складов еще не стали повсеместным явлением, но это произойдет очень скоро. Потому что передовые WMS-системы действительно являются эффективным инструментом.

CNews: В числе клиентов вашей компании — как продуктовые супермаркеты, так и торговые сети «непродовольственного» формата. Существует ли своя специфика в реализации ИТ-проектов для различных категорий заказчиков?

Алексей Куроедов: Разумеется, такая специфика существует. Примером служит существование целого ряда отраслевых решений нашей компании, продвигаемых в рамках маркетинговой программы «СуперМаг — любой формат».

Сегодня мы предлагаем рынку такие отраслевые продукты, как «СуперМаг-Бутик», «СуперМаг-Бытовая техника», «СуперМаг-DIY», «Супермаг-Cash&Carry», «СуперМаг-Гипермаркет», «СуперМаг-Супермаркет», «Супермаг-Минимаркет».

CNews: Какую долю в вашем бизнесе занимают проекты, связанные с поставкой оборудования для торговых сетей? Планируете ли вы в дальнейшем расширять продуктовый портфель таких решений?

Алексей Куроедов: Поставка оборудования по-прежнему является важной частью нашего бизнеса. Но в последнее время сильно выросла доля ПО и услуг. И «чистая» продажа «железа» для нашей компании уже стала редким явлением: все чаще мы выступаем как поставщики комплексных решений.

Мы постоянно занимаемся расширением линейки поставляемого оборудования. В прошлом году стали продавать «бюджетную» кассу Lex-pos (Тайвань). Это современное устройство без единой движущейся части, без вентилятора для охлаждения процессора и без винчестера, очень надежное и эргономичное, размером с обычную книжку. Очень интересен корейский терминал сбора данных М3, совмещающий в себе функции компьютера, сканера, телефона, навигационной системы. Среди наших продуктовых новинок есть сенсорные киоски, принтеры и другое оборудование. Мы планируем усиливать активность продвижения торгового оборудования.

CNews: Какие проекты, реализованные вашей компанией в торговых сетях за последний год, вы могли бы отметить в числе ключевых?

Алексей Куроедов: У нашей компании множество клиентов среди ритейлеров. В числе крупнейших могу отметить OBI, IKEA, «Douglas-Revoli» «Седьмой Континент», сеть магазинов одежды Oliver, «Столичные аптеки». Список этот далеко не полный.

Если говорить про внутренние проекты нашей компании — то в первую очередь стоит упомянуть открытие нескольких новых направлений деятельности (один из примеров — это автоматизация складов, о которой я уже упоминал).

CNews: На какие новые функциональные возможности будут ориентированы решения, разрабатываемые компанией в настоящее время?

Алексей Куроедов: Что касается наших вертикальных решений в секторе розничной торговли, то здесь можно выделить несколько направлений развития. Одно из них — это углубление в специфику различных форматов торговли, которое уже привело к выпуску целого пакета отраслевых решений в этом году. Мы намерены развивать их и в дальнейшем.

Мы также готовим к выпуску принципиально новую серию модулей «СуперМаг-Мобайл» — специализированное решение для онлайн-управления основными процессами розничного предприятия с использованием мобильных терминалов. В рамках этого продукта реализован функционал по управлению внутренней логистикой крупноформатных объектов, а также впервые автоматизированы задачи мерчендайзинга на уровне сети.

Отдельно можно отметить новую линейку систем автоматизации в сегменте Hospitality, изначально ориентированных на управление сетевым бизнесом.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS