Владимир Андреев:
Рост российского рынка СЭД в финансовом секторе составил 25%
Владимир Андреев, президент компании DocsVision, рассказал CNews об изменении роли СЭД в управлении финансовыми организациями. По прежнему максимальным спросом пользуются решения для процессов кредитования физических лиц и работы с банковскими картами.
CNews: Как вы оцениваете динамику рынка банковской информатизации в сфере документооборота в 2013 году? Какой функционал пользуется наибольшим спросом со стороны банков?
Владимир Андреев: Динамика в части СЭД не претерпела существенных изменений. По-прежнему наибольшим спросом пользуются специализированные решения по автоматизации процессов в области высококонкурентных банковских услуг: кредитования физических лиц и работы с банковскими картами. Большую часть выручки этого года мы, как и раньше, получаем от новых проектов. Что касается развития проектов, выполненных партнерами в прошлые годы, они связаны с углублением интеграции с АБС и обработкой соответствующих новых видов документов.
CNews: Какова динамика выручки вашей компании от работы в банковском секторе в 2013 году по сравнению с прошлым годом?
Владимир Андреев: Рост в целом по банковскому сектору составляет около 25%. Это больше, чем рост выручки в среднем по всем отраслям. Банки остаются нашим стратегическим сегментом, количество партнеров, имеющих опыт работы с банками растет.
CNews: Какова динамика выручки вашей компании от работы со страховыми компаниями в 2013 году по сравнению с прошлым годом?
Владимир Андреев: Мы не ведем отдельного учета по страховым компаниям, но по ощущениям могу сказать, что выручка от банков в этом году растет быстрее, чем от страховых компаний.
CNews: Изменились ли требования банков, страховых компаний к функционалу СЭД в 2012–2013 году? Какие новые аспекты являются важными для этих клиентов и почему?
Владимир Андреев: В последнее время в области СЭД происходит достаточно заметное изменение основной потребности от автоматизации традиционных процессов директивного управления (ДОУ) к автоматизации самых разнообразных задач, в основных бизнес-процессах. Нужно сказать, что традиционное ДОУ в финансовой сфере не было особо востребовано и ранее, и это тренд в большей степени проявился именно в этих компаниях. По сути, СЭД в компаниях финансового сектора чаще используются для автоматизации общеадминистративных процессов и использования Workflow/BPM функциональности или для создания каких-то специфичных приложений на базе платформы. Можно привести такие примеры как ведение архивов персональных дел клиентов, процедуры валютного контроля, процессы выдачи кредитов, ведение дел по выплате страховых выплат и пр. Эти приложения, как правило, весьма специфичны для конкретной компании и реализуются с использованием инструментов конструирования решений платформы СЭД.
CNews: Сегодня банки уделяют много внимания коммодитизации. Это отражается на процессе автоматизации документооборота?
Владимир Андреев: Безусловно это напрямую связано с формализацией процессов, разнообразием типовых предложений и упрощением их доставки потребителю – все это невозможно реализовать без должной автоматизации. А современная СЭД является одним из адекватных инструментов подобной автоматизации. Одним из важных аспектов этого процесса является необходимость ускорения вывода на рынок нового сфокусированного на определенную аудиторию продукта. Традиционные способы автоматизации (разработка приложения с нуля) тут не подходят. Учитывая наличие в современной СЭД инструментов ускоренной разработки решений (конструкторы форм, ролевой модели, процессов и пр)., она становится одним из инструментов с помощью которого можно существенно ускорить и удешевить как разработку средства автоматизации, так и собственно доведение продукта до потребителя.
CNews: Как часто российские банки внедряют мобильные приложения для документооборота? Насколько востребован этот функционал, какие именно функции в сфере документооборота банки хотят видеть мобильными?
Владимир Андреев: Мобилизация касается двух аспектов использования СЭД. С одной стороны, включения в контур документооборота руководителей высшего звена, как в контурах традиционного ДОУ, так и при автоматизации различных приложений. Этот тип пользователей предпочитает работать именно с мобильными устройствами (так, например, при внедрении СЭД в одном их крупнейших Российских банков на нашей платформе около 200 руководителей высшего звена были оснащены мобильными рабочими местами). Другой аспект связан с включением клиентов компаний в контур обработки информации; тут оптимальным является использование мобильных технологий, однако пока в нашей практике такие проекты носят штучный характер.
CNews: Если обратиться к развитым рынкам, то как там идет мобилизация банков в сфере документооборота?
Владимир Андреев: Вообще говоря, мобилизация давно состоялась, количество мобильных сотрудников не растет, просто они переходят на другие платформы, с другими форм-факторами. Правильнее говорить о тенденции BYOD или о миграции на новые платформы. В силу специфики банковской сферы и очень высоких требований к безопасности можно сказать, что банки в этой части отстают от других отраслей.
CNews: Какие потребности банков в информатизации документооборота недостаточно закрываются вендорскими решениями?
Владимир Андреев: В любой интегрированной ECM-системе есть граница между обще-управленческим контентом и транзакционным. Проблема для вендоров ECM в том, что транзакционный контент чаще всего управляется в рамках учетных систем, в банковской сфере – АБС. На долю ECM остаются задачи архивирования и интеграции этих двух потоков. Эти задачи, как правило, выполняются в рамках проектных решений, задача вендоров – развивать и поддерживать удобные интерфейсы для взаимодействия как с локальными ECM, на которых базируются отдельные процессы, так и с учетными системами. Работа по стандартизации формата и процедур межсистемного обмена документами обеспечит всем вендорам возможность предоставлять такие сервисы.
CNews: Какие законодательные нововведения 2012–2013 годов, на ваш взгляд, могут повлиять на процесс информатизации документооборота в банках, страховых компаниях?
Владимир Андреев: В части безбумажного документооборота банки в некотором смысле опережают другие российские отрасли. В частности, платежные поручения были первым видом документа, который разрешили хранить в электронном виде при соблюдении ряда условий, установленных регулятором. Однако ряд последних законов и, в частности, закон «Об электронной подписи» (№ 63-ФЗ) повлияют и на банковскую сферу.
CNews: Какая планируется динамика выручки вашей компании в банковской сфере, в сфере страхования в 2014 году?
Владимир Андреев: В последние несколько лет доля финансового сектора в нашей выручке непрерывно растет. Это конечно не вертикальный взлет, но динамика положительная. Мы рассматриваем этот сектор как один из стратегических для нашей компании и будем делать все, чтобы удержать достигнутые в нем позиции.
CNews: Какие тренды (мировые, локальные) будут определять процесс банковской информатизации в сфере документооборота в ближайшие пару лет?
Владимир Андреев: Тренды – это изменения, для которых пара лет как один день. Поэтому они прежние: большие данные, облачные вычисления, социализация и новая мобильность (BYOD и освоение новых платформ). Пожалуй, есть и локальный тренд: по мере практического освоения российскими предприятиями безбумажного документооборота у банков, как у узловых контрагентов своих клиентов, будет опережающими темпами расти внешний обмен электронными документами.