oбзор

Обзор: ИТ в авиации 2014

Андрей Черемных

Андрей Черемных:
Создание аэрополисов является значительным рычагом экономического развития

Андрей Черемных, глава дирекции по стратегическим проектам, член правления группы «Астерос», поделился подробностями реализации проекта VIP-терминала аэропорта в Сочи, создававшегося для гостей Олимпиады. Также он рассказал о рынке специализированных решений для авиационной отрасли, его основных сегментах и конкуренции.

CNews: Недавно свои ворота распахнул VIP-терминал аэропорта Сочи, создававшийся специально для приема высоких гостей Олимпиады. Почему «Астерос» был выбран исполнителем проекта? С какими сложностями вы столкнулись в ходе реализации?

Андрей Черемных: Не надо преувеличивать, VIP-терминал аэропорта Сочи – не самый большой по масштабу объект, на котором нам приходилось работать. Основная сложность состояла в том, чтобы уложиться в короткие сроки, за которые предстояло выполнить проектирование и реализацию слаботочных, инженерных и ИТ-систем «под ключ», то есть всего комплекса работ, за исключением самого конструктива и архитектуры.

VIP-терминал общей площадью почти 4000 квадратных метров должен был встречать гостей Сочинского инвестиционного форума, намеченного на 26 сентября. К этой дате все работы должны были быть полностью завершены, то есть на проект отводилось порядка 4-х месяцев. При этом возможности дробить проект между несколькими подрядными организациями, среди которых одна бы занималась слаботочными системами, другая – безопасностью, третья – сетевой инфраструктурой, инженерными системами, попросту не было. На координацию работ разных поставщиков ушло бы слишком много времени. Заказчику, авиационному холдингу «Базел Аэро», нужен был универсальный интегратор со всеми требуемыми компетенциями. Фактически вопрос стоял так: способен ли кто-то сделать это в принципе в такой срок? В результате выбор был сделан в пользу «Астерос». Свою роль сыграл прежний опыт сотрудничества – в 2008 году мы выступили стратегическим партнером «Базел Аэро» по ИТ-развитию аэропортов Юга. В частности, командой «Астерос» была создана инженерная и ИТ-инфраструктура аэропорта Сочи, а также проведен полный комплекс работ по внедрению более 30 базовых и специализированных авиационных систем, обеспечивающих непрерывную работу аэропорта. Мы были хорошо знакомы с системами, функционирующими в терминалах аэропорта, знали, как они работают и как их оптимально интегрировать. Выйдя на площадку в мае без каких-либо проектных решений, мы все понимали, что права на ошибку, переделывание, дозаказ у нас просто нет. В результате титаническими усилиями всей команды 25 сентября мы сдали VIP-крыло в эксплуатацию.

CNews: Была ли техническая специфика в проекте, вызвавшая сложности?

Андрей Черемных: При строительстве VIP-терминала использовались технологичные и экологичные материалы, а также энергоэффективное панорамное остекление, позволяющее максимально задействовать солнечный свет для освещения пространства здания. С учетом географического расположения аэропорта (для зимней Олимпиады был выбран город, находящийся на юге страны) в архитектуру решения вошли солнечные коллекторы. Но это не столь существенно. Основная сложность всё же было во времени, за которое нужно было создать всю технологическую и инженерную начинку VIP-терминала аэропорта. Нельзя было допустить ситуаций, когда становилось душно, что-то протекает, нет воды, не работает телефония, Wi-Fi или системы безопасности. То есть вариант был один: сделать к форуму и сделать хорошо.

CNews: То есть вы справились?

Андрей Черемных: Да. Во всяком случае, когда в Сочи случилось наводнение, VIP-терминал Сочинского аэропорта был одним из немногих объектов, где было сухо и комфортно, работали все системы жизнеобеспечения, связь, интернет.

CNews: Какие еще проекты удалось завершить в уходящем году?

Андрей Черемных: Конечно, на этом наши подвиги не заканчиваются. В этом году мы завершили стадию проектирования и сдали в экспертизу проект по новому терминалу аэропорта «Домодедово», что крайне важно. По нашему же проекту был построен новый терминал аэропорта «Пулково», в настоящий момент мы занимаемся реконструкцией и модернизацией инфраструктуры существующего терминала и соединительной галереи этого аэропорта. Мы реализовали в МАШ «пилот» по организации прохождения спецконтроля на основе нашей экспериментальной разработки ИС «Passenger Access Control», позволяющей пройти регистрацию без распечатки бумажных посадочных талонов. А в нашей стране, когда что-то происходит без бумаги, – это революция.

cheremnyh_eshche.jpg

Андрей Черемных: Аэропорт – это сложный архитектурный объект, чем он новее, тем сложнее инфраструктура

Кроме того, наши коллеги из Новосибирского филиала успешно завершили аудит ИТ-систем в аэропорте «Толмачево» и имеют хорошие перспективы по дальнейшему развитию проекта. Так что на данный момент мы можем говорить о хорошей конкурентной позиции «Астерос» в авиа-отрасли.

CNews: До своего назначения в январе 2012 года на пост президента «Астерос» вы отвечали за продажи в авиационную отрасль в группе, а ранее руководили российским офисом мирового лидера в области специализированных решений для авиатранспортной отрасли SITA. То есть с вас начались шаги «Астерос» в сторону авиа. Почему вы делаете ставку на нее?

Андрей Черемных: Это интересный, развивающийся сегмент рынка. Это не просто проекты по поставке оборудования, для работы в аэропортах нужно иметь специализированные знания. В свое время я смог привлечь в команду «Астерос» людей с профильными компетенциями и опытом, благодаря чему мы постепенно стали заметным игроком на этом конкурентном поле. Если посмотреть на нашу сегментацию, то сегодня аэропорты занимают в ней достаточно значительную долю. Это понятный для нас сегмент рынка, в который, с одной стороны, не так просто войти нашим конкурентам, с другой, он динамично развивается, расширяет географию присутствия и еще десятилетия будет крупным потребителем сложных интеллектуальных ИТ-решений и инженерных систем.

CNews: Поскольку мы коснулись темы конкуренции в авиа-сегменте – как вы оцениваете ее уровень среди российских системных интеграторов? Приходится ли вам конкурировать с узкоспециализированными компаниями, поставщиками?

Андрей Черемных: Все ИТ для аэропортов можно поделить на категории. Первая – специализированные решения. К ним относятся системы регистрации, продажи билетов, бронирования, системы управления ресурсами аэропортов, обливочной техникой, транспортом и др. Это некий специализированный пул систем, доминирующими поставщиками которых являются крупные международные компании. То есть это достаточно закрытый рынок, как в нашей стране, так и в международном пространстве. Чтобы входить в него, нужно иметь какое-то уникальное предложение, которое было бы инновационным либо с технологической, либо с концептуальной точки зрения. Это мы и делаем с нашим решением «Астерос Контакт Авиа», разработанным R&D-командой «Астерос Лабс» при поддержке фонда «Сколково». В этом году «Астерос Контакт Авиа» «летал» на международный авиасалон в Женеве, где вызвал интерес фактически у всех представителей российских и международных аэропортов. То есть в этой категории борьба идет, в основном, между зарубежными и российскими нишевыми компаниями.

Вторая категория – системы безопасности. Здесь один уровень игроков обеспечивает соответствие Федеральному закону № ФЗ-16 «О транспортной безопасности». Другие поставляют технику для досмотра как пассажиров, так и их багажа. С этого года мы плавно входим и в этот сегмент благодаря формированию в «Астерос» направления специальных технологий, занимающегося разработкой, внедрением решений и оказанием консалтинговых услуг в области обеспечения промышленной безопасности, противодействия терроризму, незаконному обороту химических веществ, экономическим преступлениям.

Третья – слаботочные системы, ИТ и инженерная инфраструктура. Самый обширный сегмент, где разворачивается наиболее массовая конкурентная схватка среди системных интеграторов.

CNews: То есть «Астерос» фактически играет во всех трех сегментах рынка продуктов и решений для аэропортов?

Андрей Черемных: Да, мы выступаем в качестве бизнес-консультанта, способного помочь аэропорту управлять его технологическими или бизнес-процессами, начиная от обслуживания систем аэропортов и заканчивая обслуживанием пассажиров.

В нашем активе есть собственное отраслевое авиа-решение, мы знаем специфику обеспечения безопасности в аэропортах, в том числе специальные технологии детекции и досмотра, и мы накопили обширную экспертизу по реализации комплексных проектов в области ИТ и инженерных систем. То есть мы удобны для заказчика прежде всего тем, что нам не нужно объяснять, как работает аэропорт, каковы требования к его системам, в чем особенности их функционала, как должен быть проведен интернет, где зоны повышенного риска. Аэропорт – это сложный архитектурный объект, чем он новее, тем сложнее инфраструктура. Все хотят быть лучше соседа: построить атриумы, большие пролёты. Здесь создание той же системы вентиляции или кондиционирования может быть достаточно нетривиальной инженерной задачей, в решении которой нужно будет учесть множество смежных аспектов, а мы хорошо представляем, каких.

CNews: Как вы оцениваете свое присутствие в московском и региональном авиаузлах? Иными словами, со сколькими аэропортами вы поддерживаете партнерские отношения сегодня?

Андрей Черемных: Со всеми. Спектр наших возможностей по сотрудничеству с аэропортами достаточно широк. От простой поставки специализированных принтеров для печати посадочных талонов и багажных бирок или, допустим, организации спецконтроля – до проектирования целых терминалов. Охват близок к 100%.

CNews: Так называемый «неавиационный доход» сегодня ставится во главу угла в стратегиях развития аэропортов. Какие технологии, на ваш взгляд, будут востребованы в аэропортах в ближайшие годы? Какие компетенции в связи с этим планирует наращивать «Астерос»?

Андрей Черемных: Что такое «неавиационный доход»? Это прибыль, получаемая с пула сервисов вокруг непосредственно перелёта из точки А в точку Б. То есть, начиная от покупок в магазинах-представительствах известных марок, питания и услуг связи и заканчивая автоматизированными линиями по упаковке багажа, аэропорт получает некий свой концессионный процент от выручки этих компаний-партнеров. Мы не концессионеры, это вопрос не совсем к нам. А вот что касается технологий – первое место, безусловно, за Fast Track, то есть услугами по экспресс-прохождению пассажиром таможенного контроля, регистрации на рейс, паспортного контроля и, при необходимости, санитарного контроля в сопровождении сотрудника аэропорта.

Весь мир идет к тому, чтобы экономить время при прохождении границы и оперативно решать возникшие трудности при оформлении регистрации на рейс, сдаче багажа, заполнении таможенной декларации. Для этого развиваются и внедряются биометрические системы контроля доступа пассажиров, решения для автоматизации процедур оформления на рейс, а также мобильные приложения, позволяющие без проблем ориентироваться в любом незнакомом аэропорте, совершать покупки, пользоваться услугами, бронировать места в аэроотелях, зонах отдыха и т.д.

В русле общемировых тенденций к мобильности большие перспективы мы связываем с развитием своих компетенций вокруг сервисов, использующих смартфоны. Забегая вперед, скажу, что мы уже некоторое время ведем разработку собственного решения для мобильных устройств и скоро будем готовы его представить рынку.

CNews: Можете ли оценить эффективность информатизации аэропорта?

Андрей Черемных: Эффективность всегда базируется на показателе возврата инвестиций. Взять хотя бы управление производством. Если требования SLA нарушаются – аэропорт платит штраф авиакомпаниям. Предположим, стоит задача повышения точности выполнения SLA: это касается времени подачи автобуса, очистки трассы, организации прохода пассажиров и др. То есть это вопрос эффективного управления движимым и недвижимым имуществом. Вся аэропортовая техника специализированная и требует значительных инвестиций. Если вы можете справиться с требованиями SLA тремя автобусами по 200 тысяч долларов, а не пятью – вы сразу ощутите эффект. Если вам нужно 10 снегоуборочных машин, а не 20, вы также легко посчитаете показатель оптимизации.

CNews: Какова, на ваш взгляд, вероятность появления в России, скажем, через 10 лет собственного аэротрополиса? Как вы в целом относитесь к этой концепции?

Андрей Черемных: А зачем столько ждать? На мой взгляд, инфраструктура вокруг аэропорта Шереметьево как раз представляет собой мини-город или аэротрополис. Начиная с военного аэропорта «Шереметьевский» и до появления гражданского МАШ, вокруг развивался Шереметьевский авиагородок — посёлок, на территории которого действует свободная экономическая зона. В авиагродке расположены заводы и предприятия, гостинично-офисный комплекс, бизнес-центры, свое почтовое отделение, больница. И это не считая того, что в непосредственной близости от аэропорта работают порядка 8 отелей международного класса. К аэропорту подведены железнодорожные пути, осуществляющие интермодальные перевозки. Между терминалами курсируют автобусы. Я бы сказал, что свой аэрополис у нас уже есть. Более того, подобные планы развития неоднократно озвучивали и Домодедово, и Внуково. По такому же пути пойдут и крупные региональные аэропорты. Создание аэрополисов является значительным рычагом экономического развития. Их количество будет только расти, а с ними – и потребности в высокотехнологичных решениях на стыке инженерной, телекоммуникационной и ИТ-инфраструктур.

Вернуться на главную страницу обзора