Виталий Занин:
Банки осознали необходимость наличия профессиональных BI-платформ
Виталий Занин, директор по маркетингу и работе с клиентами компании «ПрограмБанк», отмечает поворотный момент в отношении финансового сообщества к инструментарию бизнес-аналитики. В интервью CNews он рассказал о современных направлениях развития банковской информатизации и поделился достижениями и планами компании «ПрограмБанк» на ближайшую перспективу.
CNews: Каковы основные направления в развитии автоматизации и информатизации финансовой отрасли за последние год-полтора и каковы проекции на ближайшее будущее? Каким образом развивается и модифицируется продуктовое портфолио «ПрограмБанк» с учетом кратко-, средне- и долгосрочного развития? Каким образом это развитие доносится до заказчика?
Виталий Занин: Один из интересных трендов, на котором хотелось бы заострить внимание – это наметившееся противостояние и взаимное проникновение классической интегрированной АБС и сервисных решений в интеграционной среде. Честно скажу, пока мы не встречали подтвержденной информации ни об одном успешно завершенном внедрении банковского back-end’а целиком в сервисной архитектуре. Тем не менее, отдельные бизнес-процессы, реализованные в таком подходе, все более широко внедряются и эксплуатируются.
Подход компании «ПрограмБанк» заключается в том, что для средних и небольших банков внедрение АБС целиком в сервисной архитектуре не выгодно ни финансово, ни организационно. Таким банкам куда разумнее использовать классическую модульную АБС (заметьте – я не сказал: «монолитную»!), в которую встроено собственное интеграционное ядро. Оно позволяет централизованно и прозрачно управлять обменом информацией между АБС и связанными с ней внешними приложениями. Подобные средства мы предоставляем в рамках АБС нашей разработки «Центавр Омега».
С другой стороны, со временем порог доступности сервисной архитектуры будет неизбежно снижаться, и все успешные решения будут обязаны иметь возможность просто и дешево интегрироваться в любую сервисную конфигурацию. В связи с этим «ПрограмБанк» вместе с рядом других вендоров готовит комплексное предложение, о котором мы планируем рассказать рынку в следующем году.
Следующий интересный тренд – постепенный вывод финансовых ИТ-решений в облако и на аутсорсинг, что сопровождается необходимостью надлежащего наращивания уровня информационной безопасности. Мы начали с безопасности, выделив в своих базовых продуктах подсистемы информационной безопасности. Сейчас они проходят сертификацию в компетентных органах. На основе этого мы будем предлагать облачные и аутсорсинговые решения как на банковском, так и медицинском рынке ИТ.
Наконец, среди трендов, продолжающихся и усилившихся с предыдущих лет, нельзя не отметить борьбу за обеспечение качества банковского сервиса для клиентов – физических и юридических лиц, начиная с фокуса на клиенте в процессе его обслуживания и заканчивая полной индивидуализацией. Ориентированность на клиентов требует индивидуальной работы в рамках массового обслуживания. Как это реализовать? Например, дать менеджеру возможность отклоняться от прописанного бизнес-процесса в рамках своих полномочий. Для этого мы используем специальную методологию управления процессом «по событиям». Например, при обработке просрочки, менеджер имеет право отложить формирование пени, по итогам переговоров с клиентом, но в рамках своих полномочий.
Полная индивидуализация обслуживания клиента основана на узнавании его еще до того, как он поздоровался с менеджером банка. Учет особенностей его образа жизни позволит предложить ему из всего многообразия именно то, что нужно в данный момент. Это задача не слишком далекого будущего, работа над которой ведется уже сейчас.
CNews: Каково влияние наиболее ярких ИТ-трендов последнего времени (виртуализация, бум строительства дата-центров, мобильный бум, распространение и рост влияния социальных сетей, рост интереса к бизнес-аналитике, популяризация облачных технологий, развитие вычислений в оперативной памяти и т.п.) на представляемые вами предметные области? Заметили ли вы уже это влияние? Заметно ли оно в других областях? Какие продукты, решения и подходы предлагает «ПрограмБанк» с учетом развития данных трендов?
Виталий Занин: Из всех перечисленных трендов для нас наиболее актуальна бизнес-аналитика. Мы одни из первых предложили решение для этого рынка. Сейчас мы видим, что бизнес-аналитика становится насущной потребностью не только для крупных, но и для средних и даже небольших банков. Это привело к тому, что мы используем технологии Хранилища данных при формировании отчетности в нашей АБС «Центавр Омега». Это дает результат, наши клиенты не используют для формирования отчетности стороннего инструментария.
Мы предлагаем решения для растущих банков на нашей BI-платформе «Нострадамус». Степень обкатанности решения и готовые бизнес-приложения позволяют банкам внедрять самостоятельно. Например, банк «Эксперт» самостоятельно, пользуясь только нашими консультациями, внедрил первую очередь решения для управленческого контроля (учета) за 3 недели.
Кроме того, в следующем году мы планируем развернуть проект по облачным технологиям, нам это направление кажется очень перспективным.
CNews: Как развивалась проектная активность на рынке банковской автоматизации в 2012-м и в первой половине 2013 годов?
Виталий Занин: Мы наблюдаем умеренный рост проектной активности по итогам первого полугодия текущего года. Наибольший рост при этом отмечается в отношении проектов, касающихся модернизации АБС в целом или частично. Большим спросом пользуются решения для розничного банкинга, CRM. При этом спрос на CRM в нашем сегменте рынка – средних и небольших банков – пока скорее номинальный, направленный на изучение. Банки идут в этом направлении «методом проб», стараясь пока не вкладывать слишком больших средств.
Что касается BI – то здесь мы, напротив, отмечаем качественное изменение ситуации. Банки осознали необходимость наличия BI-решения профессионального уровня, столкнувшись с несовершенством и существенными ограничениями «самописных» продуктов, ранее использовавшихся в целях бизнес-анализа. Представители банков поняли, что им нужно решение с готовыми прикладными инструментами. Причем решение это должно быть пригодно для самостоятельного внедрения и последующей самостоятельной эксплуатации в соответствии с запросами бизнеса.
Что касается показателей нашей компании, то итоги 2012 года мы считаем неплохими: обороты компании на банковском рынке выросли примерно на 20 процентов. Мы вошли в пятерку крупнейших Российских поставщиков АБС по версии британского издания IBS Intelligence Journal.
CNews: Каковы основные проблемы, сложности и подводные камни при реализации проектов в банковской, финансовой и страховой сфере с условием вовлечения множества сторон, не все из которых «говорят на одном языке»? В целом, довольны ли клиенты качеством внедренных продуктов и послепродажной поддержки? Возникают ли жалобы? Если «да», то с чем связаны наиболее характерные из них?
Виталий Занин: Подробный ответ на этот вопрос – тема отдельного разговора. Отмечу лишь самую существенную сложность – масса документации, фиксирующей согласованные требования к проекту, не решает проблему «одного языка», понятного для всех участников проекта. Вопросы здесь возникают и к согласованности, и к фиксированности и к полноте. Это не говорит о том, что не надо фиксировать требования на бумаге. Это говорит о том, что не надо воспринимать бюрократию как панацею. Более того, чрезмерное увлечение бюрократией – гарантия провала проекта.
Мы решаем эту проблему с помощью итерационного подхода к организации проекта.
Коротко его суть заключается в том, что мы признаем итеративность возникновения требований и минимизируем количество документации, хотя и не отказываемся от нее. Основной акцент согласования и приемки привязываем к работающим прототипам и очередным реализациям, документацию же рассматриваем как вспомогательный момент.
Такой подход избавляет нас от основных жалоб традиционной организации проектов внедрения: «Мы имели в виду одно, а вы реализовали другое», или «Мы не знаем, что там просили наши предшественники, но пока вы все это делали, нам стало нужно совершенно другое».
Конечно, возникают определенные вопросы и при итерационной организации, но это уже не жалобы, а конструктивные пожелания по совершенствованию системы и процесса.
CNews: Известно, что при реализации крупных проектов в финансовой сфере момент начала получения прибыли отстрочен от времени реализации проекта на несколько месяцев, а иногда и лет. Т.е. окупаемость возможна только в долгосрочной перспективе. Готово ли руководство «ПрограмБанк» инвестировать в проекты с достаточно большим сроком окупаемости?
Виталий Занин: Мы не только готовы, это и есть привычный стиль нашей работы. Особенно, как ни странно, это характерно для крупных клиентов, которые, надо отметить, очень аккуратно относятся к инвестициям в ИТ, особенно когда речь идет об отечественных производителях. Например, наше внедрение «Гефеста» в «ДельтаБанке» в 2003 году (сейчас – GE Money Bank) или «Нострадамуса» – в ВТБ-Капитал в 2009-м были во многом инвестициями. Инвестиционными являются все крупные проекты с участием специальных задач. Такими были проекты по «Омеге» в НКЦ, ВТБ, J.P. Morgan, АСВ.
Небольшие проекты в банках, только раскручивающих свой бизнес, также могут иметь инвестиционный характер. Отдельные подсистемы, такие, как «Пластик» или «Кредиты», мы часто внедряем по цене ниже себестоимости для банков, не знающих, пойдет у них бизнес или нет. И нам приятно, что позже, когда банк сам чувствует материальную отдачу от решения, он вполне готов за это платить. Подавляющее большинство наших инвестиций довольно быстро окупается, как в финансовом плане, так и в плане укрепления партнерских отношений.
CNews: Как в вашей компании осуществляется сервисная поддержка клиентов, в особенности в регионах?
Виталий Занин: В первую очередь, основа нашей системы сопровождения – это индивидуальный подход к каждому клиенту, контроль качества и прозрачность услуг по требованиям ИСО 9001-2008.
Это включает некоторые базовые вещи: например, у каждого нашего клиента есть индивидуальный менеджер, знающий все его особенности. Удаленная работа с конфигурацией заказчика по защищенному каналу позволяет добиваться максимальной оперативности. С другой стороны, заказчик контролирует выполнение своих заявок через виртуальную систему сопровождения.
Все указанные моменты, с учетом наличия офисов во всех частях нашей большой страны, позволяют адекватно поддерживать наших региональных клиентов.
Кроме того, не реже раза в год наш менеджмент встречается с менеджментом банка.
Важный момент – условия выполнения доработок. В этом отношении отмечу только, что мы единственная компания на российском рынке, которая до конца выдерживает условие бесплатной поставки доработок по требованиям регулятора. Например, мы единственные предложили своим клиентам доработку по ГИС ГМП без дополнительной оплаты, в рамках сопровождения.
Более того, только у компании «ПрограмБанк» существует понятие бесплатных типовых доработок, не обусловленных требованиями Банка России, но востребованных большинством клиентов компании.
CNews: Какова региональная политика вашей компании?
Виталий Занин: Мы активно развиваем филиальную сеть. В дополнение к ранее существовавшим подразделениям в Орле и Воронеже, в этом году мы открыли филиал в Иркутске. Это позволит нам лучше обслуживать клиентов Сибири и Дальнего востока.
Что касается СНГ – мы работаем с этим рынком в рамках продвижения наших BI-решений.
CNews: Какова политика «ПрограмБанк» в отношении удержания клиента? Каким образом «ПрограмБанк» заботится о сохранении инвестиций клиентов, и какие принимает меры для того, чтобы сотрудничество не ограничилось сиюминутным проектом, а перешло в партнерские отношения?
Виталий Занин: В первую очередь – это высокое качество услуг по внедрению и поддержке, диалог и индивидуальный подход, реальное партнерство в развитии их бизнеса и нашего продукта.
Многие наши клиенты обладают очень высокой компетенцией (пользуюсь случаем поблагодарить такие банки как GE Money Bank, «ДойчеБанк», НКЦ, «Церих», «Оргбанк», «Коммерческий банк развития», «Транснациональный банк» и др.). Мы совместно с ними продумываем стратегию развития продуктов, варианты технологической реализации их пожеланий и методических решений.
Другие банки, может, не столь искушены, но тоже имеют свой взгляд на банковские технологии – им нужно предложить готовую реализацию ноу-хау. В ряде случаев мы делаем бесплатный аудит, чтобы разобраться не только в проблемах, но и совместно найти оптимальные технологии.
Третьим нужна более рутинная поддержка, но тут важнее наша готовность оперативно решать проблемы самостоятельно – например, по защищенному каналу.
Ни и конечно, зачет финансовых инвестиций банков – также наша отличительная черта. При переходе на наши более новые системы лицензионные платежи по нашей заменяемой системе засчитываются в качестве основания для снижения затрат.
В целом мы предоставляем больший и более индивидуальный пакет услуг, чем конкуренты (в рамках стандартных договоров обслуживания). Мы всегда так работали и работаем, и рассматриваем это как наше конкурентное преимущество.
Банки это ценят, возникает реальное партнерство.
CNews: Разработкой/внедрением каких компонент банковской автоматизации занимается ваша компания (АБС, аналитика, организация хранилища и т.п.)? Какова специфика этих направлений? Какие темы по информатизации являются наиболее «горячими» для банков и финансовых организаций в настоящий момент? Какие решения может предложить «ПрограмБанк»?
Виталий Занин: Среди наиболее горячих тем по этому направлению – розница, причем с акцентом на быстрое развитие продуктового ряда, развитие и оптимизацию филиальной сети, кредитный конвейер.
Наши АБС отвечают стандартам, заданным указанными темами. Специфика АБС «Центавр Омега» – поддержка быстрого развития бизнеса банка, единое окно для розничного клиента, получение сводной отчетности в режиме хранилища данных с использованием внешних источников данных. С точки зрения архитектуры системы – это встроенное интеграционное ядро, возможность выбора СУБД в зависимости от потребности в масштабируемости и производительности, технология обеспечения быстрой реструктуризации сети филиалов и дополнительных офисов.
«Гефест» – централизованная система, работающая с минимальными требованиями к каналам связи. Система позволяет сосредоточить квалификацию администраторов и бизнес-аналитиков в центре, откуда они обслуживают все филиалы и дополнительные офисы банка.
В рамках партнерских программ мы предлагаем рынку совместное решение ProgramBank Metodix CRM, включающее всю классическую функциональность по управлению отношениями с клиентами. В этом сегменте мы ведем активную работу с целью сделать это решение доступным основной массе средних и небольших банков.
Кроме этого, мы предлагаем банковскому рынку решения для эффективного управления: «Нострадамус: Управление финансами», «Нострадамус: Контроль операций на финансовых рынках», «Нострадамус: Подготовка отчетности по МСФО».
CNews: С какими вендорами ПО вы сотрудничаете (на основе каких вендоров ПО построена ваша система)? Есть ли в вашем портфолио полностью самописные решения и какова их процентная доля?
Виталий Занин: В первую очередь мы сами являемся вендором по части выпуска АБС и BI-решений. Но это, конечно, не означает, что мы не пользуемся продуктами вендоров ПО мирового уровня. Первоочередное значение для нас имеет сотрудничество с Oracle, Microsoft и Intersystems и Embarcadero, так как наши системы основаны на поставляемом ими инструментарии.
Кроме этого, в последние годы мы активно взаимодействуем с Clik Tech, некоторыми российскими и украинскими производителями, среди которых, например, БСС, БИФИТ, Инист, ИнБиз и BaseGroup Labs.