Алексей Евтушенко:
Рост эффективности сократит ИТ-бюджет на 5%
По словам Алексея Евтушенко, директора по информационным технологиям "Банка Хоум Кредит", банк активно инвестировал в проекты по внедрению операционного и аналитического CRM, мобильных сервисов, аналитического хранилища данных и перехода на собственный карточный процессинг. В 2014 году ИТ-бюджет банка планируется сократить на 5%. Это связано как с завершением этапа бурного роста филиальной сети, так и с оптимизацией и повышением эффективности всех процессов, включая ИТ.
CNews: Как, по-вашему, изменились ИТ-стратегии крупнейших отечественных банков за последний год?
Алексей Евтушенко: На мой взгляд, общий тренд таков, что ИТ-стратегии стали ориентироваться на повышение эффективности. Все больше прослеживается тенденция развития всевозможных дистанционных каналов обслуживания клиентов. Вероятнее всего, данная тенденция будет продолжаться еще несколько лет, поскольку этот ресурс еще не исчерпан.
Cnews: Какое событие на рынке банковской информатизации в этом году считаете самым ярким?
Алексей Евтушенко: На банковском рынке, к сожалению, выделить нечего. Что касается мирового события в области информатизации, то я бы отметил (отчасти со знаком "-") крах компаний Nokia и Blackberry, не сумевших вовремя спрогнозировать переломный момент в развитии мобильных технологий и не сумевших оперативно перестроить свое производство. Хотя еще несколько лет назад их позиции казались всем незыблемыми.
CNews: А среди своих проектов можете выделить самые интересные?
Алексей Евтушенко: Одним из наиболее интересных проектов, реализованных нами в этом году, был проект по внедрению системы для повышения эффективности продаж – Sales Performance Management. Наш банк активно использует партнерские и агентские сети для продажи своих продуктов. Эффективность взаимодействия b2b очень сильно влияет на ключевые показатели банка. SPM позволяет планировать и контролировать деятельность менеджеров по работе с партнерами.
Мы реализовали первый этап этого большого и сложного проекта на базе CRM Siebel. Но нельзя сказать, что рамки проекта были ограничены только стандартной функциональностью CRM. В рамках этого проекта мы реализовали интеграцию с ГИС для построения наилучших маршрутов наших менеджеров по посещению партнерских точек. Кроме того, для тесной интеграции SPM с системами банка мы параллельно реализовали первую фазу проекта MDM для распределенного управления и синхронизации НСИ.
CNews: Какие проекты 2013 года вы можете назвать стратегически важными?
Алексей Евтушенко: Внедрение собственного карточного процессинга, открывающего перед банком еще больше возможностей в развитии карточного бизнеса. Также это внедрение единой фронт-офисной системы во всех точках продаж. Она позволяет нам существенно повысить качество и скорость обслуживания клиентов. Это и внедрение системы SPM, о которой я говорил ранее. Автоматизация ITSM-направлений (incident management, change management; problem management; CMDB; портал самообслуживания) – это позволит нам существенно оптимизировать ИТ-сервисы и расходы на них.
CNews: Расскажите, пожалуйста, как ваш банк развивал в 2012–2013 годах сервисы дистанционного обслуживания?
Алексей Евтушенко: В 2012–2013 годах наш банк внедрил мобильный банкинг для самых популярных версий ОС (iOS, Android, Windows и Blackberry). Мы совершили огромный прорыв, ведь еще два года назад у нас не было вообще никаких мобильных решений. В 2012 году мы внедрили новую версию интернет-банкинга. В следующие годы мы намерены продолжать активное развитие каналов дистанционного обслуживания, наполняя их новыми функциональными возможностями.
CNews: В целом насколько ваш банк увеличил ИТ-инвестиции в 2013 году?
Алексей Евтушенко: "Банк Хоум Кредит" последние три года ежегодно увеличивал ИТ-бюджет на 15–20%. Основным драйвером роста ИТ-затрат являлся проект расширения банковской сети. За несколько лет банк сумел сделать рывок и войти в пятерку крупнейших банков России по числу отделений, доведя общее количество офисов различных форматов до 6689 единиц. Параллельно с этим банк инвестировал в проекты по внедрению операционной и аналитической CRM, мобильных сервисов, аналитического хранилища данных и переход на собственный карточный процессинг.
CNews: Планируете ли вы поддержать намеченные тенденции в следующем году?
Алексей Евтушенко: В 2014 году ИТ-бюджет банка планируется сократить на 5%, что связано с завершением этапа бурного роста сети, а также фокусом на оптимизацию всех процессов, включая ИТ. При этом мы продолжим автоматизацию процессов ITSM и развитие основных ИТ-систем, включая направления CRM, MDM, BPM, ECM, BI.
CNews: Как в вашем банке сейчас происходит распределение ИТ-бюджета? Назовите, пожалуйста, ключевые направления.
Алексей Евтушенко: Направления расходов практически не изменились. Половина расходов связана с поддержкой ИТ-сервисов и систем, а половина – с развитием и внедрением новых ИТ-решений. Основная часть расходов приходится на персонал, так как большинство ИТ-сервисов банк осуществляет собственными силами с очень ограниченным привлечением аутсорсинга. Ощутимую долю в расходах на поддержку составляют расходы на оборудование и телеком.
CNews: По вашему мнению, какие новые требования к программным решениям для банков выходят на первый план?
Алексей Евтушенко: Во-первых, мобильность. Все больше и больше приложений, как для клиентов, так и для сотрудников банка переносятся на мобильные платформы.
Во-вторых, работа с большими объемами данных. И это касается как накопленной информации в банке, так и информации, которую можно получать в интернете, соцсетях и т.д. Для работы с этой информацией необходимо построение сложных аналитических систем. Это необходимо, чтобы предоставлять клиентам качественный сервис и защищаться от мошенничества.
В-третьих, защита информации. Это требование актуально во все времена, но мы все ближе подходим к тому, чтобы размещать сервисы в облаках. А это невозможно без надежных систем информационной безопасности.
И в дополнение хотел бы отметить еще одну тенденцию, связанную с тем, что банковскими услугами начинает пользоваться другое поколение, для которого элемент игры в виртуальном мире имеет большое значение. Поэтому я ожидаю, что в ближайшее время появятся приложения, которые будут содержать игровой и соревновательный элемент, как в интерфейсе, так и в самой логике приложения. А за клиентскими приложениями пойдут аналоги и для сотрудников банка.
CNews: Какой проект, выполненный собственными силами ИТ-блока, был самым сложным в этом году?
Алексей Евтушенко: Пожалуй, одним из наиболее сложных и важных проектов для нас стал проект по переходу на собственный процессинг. В рамках этого проекта мы прошли сертификацию по PCI DSS. Самым важным для нас в этом проекте было реализовать его так, чтобы наши клиенты ни на одном из этапов не почувствовали ухудшение качества сервиса. Нам это удалось.
CNews: Госдума в последнее время активно внедряла законы и инициативы, касающиеся финансовой отрасли. По вашему мнению, какие новшества, начиная с 2012 года, сейчас оказывают или смогут оказать существенное влияние на процессы информатизации в банках?
Алексей Евтушенко: В первую очередь это все инициативы, связанные с развитием электронного правительства. Это и интеграция с Казначейством и ФССП, и открытые данные госорганов, возможность клиента запросить кредитную историю в БКИ через банк.
CNews: Эти нововведения окажут влияние на ИТ-ландшафт банка?
Алексей Евтушенко: В крупных банках вряд ли, для них это выльется в "прикручивание" еще одной транспортной системы и расширение функционала существующей АБС или аналитической систем. А вот для мелких и средних банков это прекрасная возможность пересмотреть те или иные стандарты интеграции и внедрить более современные системы.
CNews: На ваш взгляд, насколько существенным для любого банка является поддержание в актуальном состоянии компонентной архитектуры?
Алексей Евтушенко: Я считаю, что компонентная архитектура позволяет быстро внедрять отдельные компоненты, необходимые бизнесу именно в данный момент, при этом не платить за ненужную сейчас функциональность. Ключевыми вопросами для компонентной архитектуры являются интеграционная шина и единая НСИ, и мы движемся именно в этом направлении. Сейчас трудно себе представить, что какой-либо банк без крайней нужды будет менять всю АБС, а вот внедрять новые компоненты будут все.
CNews: Какие потребности банков в информатизации недостаточно закрываются вендорскими решениями?
Алексей Евтушенко: Можно сказать, что недостаток в вендорских решениях испытывается во всех областях информатизации. К сожалению, выбор решений очень сильно ограничен, и это касается не только России. В мире такая же ситуация.
CNews: Какие тренды будут определять процесс банковской информатизации до 2015 года?
Алексей Евтушенко: К основным трендам я отнесу развитие мобильных решений и дистанционных сервисов, переход на виртуализацию и использование облачных сервисов, внедрение CRM и BPM-решений.